Позволим быть другим - другими

Written on . Posted in Взрослым

tolerantnostПонятие «Толерантность» является термином международного права, который обозначен в Декларации принципов толерантности (принятой Генеральной  Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году) как уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности, отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждение норм, установленных в международно-правовых актах в области прав человека.
Воспитание толерантности – общее дело многих государственных и общественных институтов, но когда его объектами выступают дети, главная нагрузка и ответственность в работе с ними ложится именно на образовательную среду, на педагогов-учителей, воспитателей, социальных педагогов, психологов, и др. Какие же, конкретные шаги им необходимо предпринять, чтобы воспитать толерантную личность?
На книжной выставке «Позволим быть другим другими…» представлена методическая литература, которая дает представление о необходимых педагогических условиях развития толерантности, об их взаимосвязи и порядке реализации в образовательной практике; в общих чертах отвечает на вопрос о системе необходимых действий педагога, воспитывающего в ребенке толерантную личность.
Материал выставки сгруппирован по разделам:
  • Толерантность как цель образования и воспитания: теория вопроса и методические рекомендации;
  • Школа толерантности (программы воспитания, конспекты уроков и внеурочных мероприятий):
- Дошкольники;
- Начальная школа;
- Средняя и старшая школа.
Толерантность как цель образования и воспитания: теория вопроса и методические рекомендации
[Тема номера: Межличностные и межнациональные конфликты. Толерантность] // Классное руководство и воспитание школьников. Прил. к газете «Первое сентября». - 2008. - N 14. - С. 1-48.
Содержание: Новые подходы к воспитанию толерантности; Прощать - значит любить...; Я - уникальная и неповторимая личность; Как противостоять проявлениям нетерпимости в общении?

[Тема номера: Толерантность] // Школьный психолог. Прил. к газете «Первое сентября». - 2009. - N 20. - С. 1-35, 46-47
Формирование толерантности у дошкольников и учащихся начальной школы к детям с ограниченными возможностями. Исследование толерантности в школе. Индекс толерантности. Игры на развитие толерантности в разных возрастных группах.

Абдулкаримов Г. Г. Этнические стереотипы школьников: проблема формирования толерантного сознания / Г.Г. Абдулкаримов // Образование в современной школе. - 2002. - N 4. - С. 35-43
Насколько терпимо относятся современные школьники к представителям других наций? Какие проблемы характеризуют их взаимоотношения с лицами иных национальностей?

Артюхова И. С. Формирование толерантности в ходе проведения внеклассной работы / И. С. Артюхова // Начальная школа. - 2008. - N 9. - С. 41-44
В российскую школу приходят дети разных национальностей, из семей с различным статусом, с разными материальными возможностями. Нужно учить школьников уважать не только себя, но и тех, кто находится рядом. В ходе внеклассной работы школьники могут в игровой форме получить информацию о своих правах, о людях других национальностей, об их культуре.

Вульфов Б. З. Воспитание толерантности: сущность и средства / Б.З. Вульфов // Внешкольник. - 2002. - N 6. - С. 12-16
О педагогической сущности толерантности; О путях и средствах воспитания толерантности; О толерантности педагога.

Дивакова О. Роль школы в воспитании подростков в поликультурной среде / О. Дивакова // Сельская школа. - 2011. - N 4. - С. 31-37
Илюхина Г. Е. Школьная толерантность и правовая культура / Г.Е. Илюхина // Начальная школа: плюс до и после. - 2007. - N 5. - с. 75-77
Формирование правосознания и толерантности у школьников.

Кленова Н. В. Как воспитать толерантность / Н.В. Кленова // Дополнительное образование. - 2006. - N 3. - С. 17-22
О различных приемах в учебно-воспитательном процессе, направленных на воспитание толерантной личности.

Кленова Н. В. Что нужно знать о толерантности / Н.В. Кленова // Образование в современной школе. - 2003. - N 7. - С. 13-17
Назин К. Терпение - это алмаз: Методические приемы воспитания толерантности у детей разного возраста : методический материал / К. Назин // Школьный психолог. Прил. к газете «Первое сентября». - 2002. - N 16. - С. 6-7
Насырова М. Воспитание у школьников культуры межнационального общения / М. Насырова // Учитель. - 2008. - N 4. - С. 2-7
Представлен опыт организации педагогического процесса, ориентированного на воспитание культуры межнационального общения.

Пастухова Е. Право быть непохожим на других: заметки о воспитании культуры межнационального взаимопонимания и терпимости / Е. Пастухова // Директор школы. - 2003. - N 5. - С. 50-58
Плешакова Н. Л. Управление процессом воспитания толерантности / Н.Л. Плешакова, В.В. Новикова // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. - 2010. - N 5. - С. 41-44
Содержание, формы, методы и приемы воспитания толерантной личности в школе.

Сергеева В. Воспитание межнационального согласия в школьном коллективе / В. Сергеева // Сельская школа. - 2004. - N 5. - С. 34-37
Автор статьи обращается к своим коллегам-педагогам с такими словами: «Если вы будете постоянно вести работу, направленную на улучшение межнационального общения в школьном коллективе – проводить уроки, классные часы на темы принятия, уважения культурных различий, вести работу с родителями, вам удастся снять агрессивность ребят к другим ученикам, не похожими на них».

Степанов С. Воспитание толерантности у школьников-подростков / С. Степанов // Учитель. - 2005. - N 6. - С. 49-52
Степанов П. В. Воспитание детей в духе толерантности / П.В. Степанов // Классный руководитель. - 2002. - N 2. - С. 18-26
Процесс формирования толерантной позиции детей с наибольшей эффективностью будет проходить в рамках гуманистической воспитательной системы школы.

Степанов П. В. Феномен толерантности. О понятии «толерантность» / П.В. Степанов // Классный руководитель. - 2004. - N 3. - С. 5-14
В статье представлена методика диагностики уровня сформированности толерантности у школьников.

Уланов В. Формирование толерантности в школе: подход, основанный на понимании природы человека / В. Уланов // Директор школы. - 2004. - N 2. - С. 43-49
Нужна ли для формирования толерантности учащихся и учителей воспитательная работа, разъясняющая, что «не бывает культур или религий хороших или плохих, правильных или неправильных, поэтому к чужим культурам и религиям нужно относиться терпимо»? Конечно, да! Будет ли эффективна такая воспитательная работа сама по себе? Конечно, нет! Что же делать?

Школа толерантности: программы воспитания, конспекты уроков и внеурочных мероприятий.
Дошкольники:
Вострухина Т. Н. Воспитание толерантности у детей в условиях многонационального окружения : опыт работы ДОУ города Москвы / Т.Н. Вострухина. - М. : Школьная Пресса, 2011. - 109 с
Примерная система воспитательно-образовательной работы по формированию толерантных отношений между дошкольниками и всеми участниками педагогического процесса в условиях многонационального окружения. Приводятся конспекты занятий, сценарии досугов, сказки и подвижные игры разных народов.

Лопатина А. А. Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста : методический материал / А.А. Лопатина, М. Скребцова. - 3-е изд. - М. : Амрита-Русь, 2005. - 286 с.
Обучение нравственности – основа любой системы воспитания и образования. В книге представлены конспекты занятий по темам: «Доброта», «Заботливость», «Милосердие», «Сострадание», «Уважение». «Чуткость» и т.д. Приводимые занятия состоят из сказок, игр, бесед и творческих заданий, направленных на глубокое проживание темы, на развитие творческого потенциала детей.

Ашиков В. «Азбука мира». Программа воспитания толерантности и основ культуры мира для детей старшего дошкольного возраста / В. Ашиков // Дошкольное воспитание. - 2003. - N 8. - С. 28-33. - продолж. № 9,
Ежова М. Если ты не похож на меня... : [конспекты психологических занятий для старших дошкольников по формированию толерантности] / М. Ежова // Школьный психолог. Прил. к газете «Первое сентября». - 2009. - N 5. - С. 18-21
В процессе представленных занятий дети учатся простым жизненным мудростям:
- Взаимоотношения людей – большая ценность, и важно уметь поддерживать их, чтобы не испортились;
- Не обижай других людей и не давай им «потерять лицо», не нападай на других, когда тебе плохо;
- Не смотри свысока на человека, если он не похож на тебя;
- Помни, что каждый имеет право быть услышанным, уважай мнение и желания другого;

Клепцова Е. Детская нетерпимость / Е. Клепцова // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 7. - С. 78-81
С целью помочь педагогам выявить симптомы нетерпимости автор статьи предлагает следующие диагностические материалы: «Методика исследований проявлений детской нетерпимости», «Методика определения характеристики толерантной и нетерпимой детских групп».

Липова И. В. Проблемы воспитания дошкольников в современном этнокультурном пространстве / И.В. Липова // Начальная школа: плюс до и после. - 2007. - N 5. - с. 56-58
Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать заново, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут.

Никифорова Л. А. Хотим быть добрыми … /Л.А. Никифорова // Ребенок в детском саду. - 2008. - N 3. - С. 50-56
Конспект занятия для дошкольников о доброте, милосердии и толерантном отношении к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Орлова М. Формирование толерантности у дошкольников / М. Орлова // Дошкольное воспитание. - 2003. - N 11. - С. 51-54
Платохина Н. А. Воспитание социокультурной толерантности личности ребенка в условиях ДОУ / Н.А. Платохина // Дошкольная педагогика. - 2010. - N 5. - С. 16-19
Подивилова О. Н. Воспитание толерантности дошкольника по программе «Детский сад 2100» / О.Н. Подивилова // Начальная школа: плюс до и после. - 2008. - N 12. - С. 43-45
В младшем дошкольном возрасте у детей формируются элементарные представления о добре, отзывчивости, взаимопомощи, дружелюбии, внимании к взрослым и сверстникам, поэтому задача развития и воспитания детей раннего возраста – воспитание доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, общению.

Путляева Л. Воспитание сердца / Л. Путляева // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 6. - с. 21-26
Научим сердце ребенка гореть – и рядом с ним будет тепло каждому; научим верному ритму – и будет он здоров физически морально.

Радионова О. Педагогическая технология «История карапушек»: как жить в мире с собой и другими? / О. Радионова // Дошкольное воспитание. - 2010. - N 10. - С. 19-25
Методические рекомендации и примерная циклограмма организационных форм деятельности ДОУ по формированию установок толерантного сознания и навыков позитивного взаимодействия детей 5-8 лет со сверстниками и взрослыми.

Степанова О. Развитие этнокультурной терпимости в изобразительной деятельности : методический материал / О. Степанова // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 3. - с. 53-57
Опыт работы по программе, основными задачами которой является развитие этнокультурной терпимости ребенка средствами изобразительного искусства и изобразительной деятельности; доброжелательного отношения к людям и позитивного отношения к себе.

Тухфетуллина А. Справедливость: как рассказать о ней дошкольникам / А. Тухфетуллина // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 11. - С. 33-39
Конспект этической беседы для старших дошкольников «Мозаика справедливости, или Что значит быть справедливым человеком».

Воспитание милосердием // Ребенок в детском саду. - 2008. - N 1. - С. 89-95
Рассказы и сказки для дошкольников о милосердии.

Иванова Н. Воспитание добрых чувств / Н. Иванова // Дошкольное воспитание. - 2009. - N 2. - С. 54-59.
Конспекты занятий для старших дошкольников по теме: «В мире доброты»; «Надо ли уметь извиняться?»; «Мы не дадим обиде проснуться».

Широких О. К вопросу о формировании нравственных ценностных ориентаций / О. Широких // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 4. - С. 42-46
Статья содержит программу курса по формированию нравственных ценностных ориентаций для работы со старшими дошкольниками.

Начальная школа
Андриянова М. По волнам познания : коррекционно-развивающая программа в условиях летнего пришкольного лагеря (модификация известных технологий) / М. Андриянова // Школьный психолог. Прил. к газете «Первое сентября». - 2009. - N 16. - С. 4-24
Бобинова С. В. Воспитание культуры толерантности / С.В. Бобинова // Начальная школа. - 2004. - N 8. - С. 76-78
Представленная система классных часов и коллективно-творческих дел, направленных на воспитание терпимости по отношению к людям, позволит ученикам успешно адаптироваться не только к жизни в школе, но и за ее пределами.

[Воспитание толерантности на уроках в начальных классах] // Начальная школа: плюс до и после. - 2008. - N 10. - С. 30-34.
Сказка как средство воспитания толерантности; Урок риторики во 2-м классе по теме «Взгляд, мимика, жесты в общении»; Урок русского языка в 3-м классе о добре и доброте; Урок истории в 4-м классе по теме «Расы и народы Земли»; Психологическая игра-тренинг.

Гаврилова Т. Я - уникальная и неповторимая личность. Занятие с младшими подростками по теме: «Знакомство с понятием «Толерантность» : методический материал / Т. Гаврилова // Школьный психолог. Прил. к газете «Первое сентября». - 2002. - N 19. - С. 6
Дружат дети всей Земли : [проект] // Начальная школа. Прил. к газете «Первое сентября». - 2007. - N 12. - с. 21-26
Цели и задачи представленного проекта – познакомить младших школьников с традициями народов мира путем изучения национальных костюмов, изготовление их в технике бумагопластики; воспитание толерантности; развитие творческих способностей учащихся и коммуникативных навыков.

Календарева О. А. Хорошо, что мы такие разные / О.А. Календарева // Детский досуг. - 2010. - N 1. -С.102-105
Сценарий классного часа для младших школьников, направленного на развитие чувства собственного достоинства и терпимости по отношению к людям другой национальности.

Классные часы по нравственному воспитанию учащихся начальной школы // Завуч начальной школы. - 2008. - N 7. - С. 39-78.
Содержание: «Чтобы радость людям дарить, надо вежливым быть!» / Е. Г. Пенькова. «Добро и зло вокруг нас» / Е. Г. Пенькова «Доброе сердце» / Г. В. Попова. «Вежливость как часть жизни».

Клепцова Е. Ю. Профилактика детской нетерпимости в начальной школе / Е.Ю. Клепцова // Начальная школа: плюс до и после. - 2008. - N 1. - С. 84-87
В статье представлена классификация и диагностика некоторых симптомов детской нетерпимости.
Левинзон И. А. Сказка нашего двора / И.А. Левинзон, А.М. Ветлугина // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2011. - N 9. - С. 31-33
Сценарий музыкального спектакля для детей 6-8 лет, посвященного Международному дню толерантности (16 ноября).

Паклина И. А. «Пространство толерантности» [классный час для учащихся начальной школы] / И.А. Паклина // Начальная школа: плюс до и после. - 2010. - N 3. - С. 58-59
Создать условия для формирования терпимости к различным людям; формировать способность активно защищать права человека.

Палаткина Г. В. Формирование этнотолерантности у младших школьников / Г.В. Палаткина // Начальная школа. - 2003. - N 11. - С. 65-72
Педагогический процесс необходимо строить так, чтобы при реализации самостоятельной или групповой деятельности дети увидели все разнообразие существующего мира, стали принимать его многогранность и не боялись быть отличными от других. Очень удобно, эффективно показывать это с помощью этнопедагогических средств – через природу, игру, традиции, быт, искусство, фольклор.

Строганова Л. В. [Беседы на тему нравственности для младших школьников] : методический материал / Л.В. Строганова // Строганова Л. В. Классные часы, беседы для младших школьников и подростков (воспитание толерантности) / Л. В. Строганова. - М., 2007. - с. 33-75.
Содержание: О равнодушии и добре; Совесть; Друг познается в беде; Каждой вещи - свое место; Душа народа к добру зовет; Что значит быть дисциплинированным?; Урок толерантности, или Учимся сочувствовать.
Средняя и старшая школа
[Тема номера: Межличностные и межнациональные конфликты. Толерантность] // Классное руководство и воспитание школьников. Прил. к газете «Первое сентября». - 2008. - N 14. - С. 1-48.
Занятия для учащихся 11-го класса «Прощать - значит любить...»; Занятие для младших подростков «Я - уникальная и неповторимая личность»; Цикл занятий для старшеклассников «Как противостоять проявлениям нетерпимости в общении?»; Модель школьной службы примирения.

[Цикл классных часов по теме: «Толерантность»] // Классный руководитель. - 2006. - N 4. - С. 81-101
Классный час «Что такое толерантность?»; Классный час для старшеклассников «Толерантность»; Классный час для учащихся средних классов «Все мы разные».

Батырева А. Думайте сами, решайте сами. Проблемы взаимоотношений в семье: сценарий классного часа для старшеклассников / А. Батырева // Классное руководство и воспитание школьников. Прил. к газете «Первое сентября». - 2009. - N 7. - С. 20-21
Бережная О. А. Сценарий классного часа «Что такое толерантность?» для учащихся 5-7-х классов / О.А. Бережная // Практика административной работы в школе. - 2009. - N 1. - С. 64-68
Бобрик Н. Д. Человек среди людей, или общество, в котором мы живем: Диспут для старшеклассников / Н.Д. Бобрик // Школьная библиотека. - 2003. - N 10. - С. 50-53
Каким путем развивается дух человека - к познанию мира и себя или к саморазрушению?

Винокурова Н. С кем дружить и кого бояться? : этническая толерантность подростков / Н. Винокурова // Классное руководство и воспитание школьников. Прил. к газете «Первое сентября». - 2009. - N 18. - С. 36-37
Гаврилова Т. Я - уникальная и неповторимая личность. Занятие с младшими подростками по теме: «Знакомство с понятием «Толерантность»: методический материал / Т. Гаврилова // Школьный психолог. Прил. к газете «Первое сентября». - 2002. - N 19. - С. 6
Гаркуша Н. С. Классный час «Мир толерантности» / Н.С. Гаркуша // Классный руководитель. - 2010. - N 8. - С. 77-82
Сценарий классного часа – виртуальной экскурсии по Миру толерантности для учащихся среднего школьного возраста.

Дьячкова С. Разум против предрассудков : ролевая игра «Катаклизм» / С. Дьячкова // Классное руководство и воспитание школьников. Прил. к газете «Первое сентября». - 2009. - N 5. - С. 18-21
Сценарий классного часа - ролевой игры для детей 13-16 лет, посвященный профилактике социальной нетерпимости.

Дьячкова С. Чужие и свои : психологические игры / С. Дьячкова // Классное руководство и воспитание школьников. Прил. к газете «Первое сентября». - 2009. - N 20. - С. 12-15
Психологические игры для подростков с целью выявления различных групп, с которыми идентифицируют себя ученики, выявление проблем взаимоотношений доминирующей группы и меньшинства, осознания детьми влияния стереотипов и предрассудков.

Жеребина О. П. Урок толерантности по теме «Что делает МЕНЯ частью НАС?» / О.П. Жеребина // Практика административной работы в школе. - 2004. - N 7. - С. 62-63
Ивонина А. И. Толерантность : [Урок] / А.И. Ивонина // Право в школе. - 2006. - N 1. - С. 20-21
Цель урока – дать представление о толерантности; научить понимать взаимосвязь между демократией и толерантностью, толерантностью и конфликтом; понимать необходимость решения конфликтов и знать основные способы их решения.

Казарова Е. Эмблема толерантности : занятие по психологии для учащихся 6-8-х классов / Е. Казарова // Школьный психолог. Прил. к газете «Первое сентября». - 2009. - N 23. - С. 8-9
Сценарий занятия по формированию установки на толерантное поведение.

Кураева Т. Уметь общаться без конфликтов : открытый урок / Т. Кураева // Русский язык. Прил. к газете «Первое сентября». - 2006. - N 6. - С. 11-15
Интегрированный урок развития речи (совместно с психологом), цель которого развитие  навыков бесконфликтного общения; приобретение знаний, приемов выхода из конфликта, правил речевого воздействия на слушателя.

Луховицкий В. Внимание - человек! : ситуации для обсуждения / В. Луховицкий // Классное руководство и воспитание школьников. Прил. к газете «Первое сентября». - 2009. - N 20. - С. 40-41
Занятия со старшеклассниками по проблеме этнической толерантности.

Манузина Л. А. «Не накликайте беды! Люди, любите друг друга!» (Сценарий урока толерантности для учащихся старшеклассников) / Л.А. Манузина // Открытая школа. - 2005. - N 1. - С. 26-31
Назин К. Терпение - это алмаз: Методические приемы воспитания толерантности у детей разного возраста / К. Назин // Школьный психолог. Прил. к газете «Первое сентября». - 2002. - N 16. - С. 6-7
Панченко С. Формирование толерантных взаимоотношений подростков в детском коллективе / С. Панченко // Воспитание школьников. - 2008. - N 7. - С. 33-38
Важнейшим компонентом формирования толерантных взаимоотношений в групповой деятельности являются занятия в «Школе толерантных взаимоотношений» (Всероссийский центр «Орленок). В работе с детьми используются различные приемы (тренинги, игры, упражнения), направленные на развитие взаимодействия и взаимопонимания «Я – мы».

Панченко С. «Я + Он + Они = Мы» : занятия из программы формирования толерантных установок у подростков / С. Панченко // Школьный психолог. Прил. к газете «Первое сентября». - 2006. - N 18. - с. 9-11
Целью программы является укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к ней, как к важнейшей ценности общества. Программа состоит из трех блоков. Предполагается постепенное движение детей от принятия своего «Я», через понимание и принятие других людей, к умению строить с ними конструктивные отношения.

Савина Н. Жить как люди : проблемная дискуссия / Н. Савина // Классное руководство и воспитание школьников. - 2010. - N 18. - С. 19-21
Помочь взрослеющему человеку сформировать активную жизненную позицию, основанную на уважении себя как личности и уважении окружающих людей, - задача для современной действительности в высшей степени актуальна.

Сотрудничество и дух партнерства. Викторина «Толерантность: что это?» // Граждановедение. Прил. к «Учительской газете». - 2002. - N 51. - С. 2
Сценарий деловой игры для учащихся средних и старших классов, направленной на закрепление навыков толерантного общения, развитие воображения, доверия.

Степанов П. Методика воспитания межкультурной толерантности у подростков / П. Степанов // Воспитательная работа в школе. - 2003. - N 5. - С. 79-90
Стишенок И. Игра «Бабочка» : [сценарий психологической игры] / И. Стишенок // Школьный психолог. Прил. к газете «Первое сентября». - 2009. - N 5. - С. 46-47
Цель игры является развитие способности понимать и принимать особенности другого человека.

Сультеев Д. Единство разных : к Международному дню толерантности / Д. Сультеев // Воспитание школьников. - 2008. - N 9. - С. 3-7
Содержание: Опросник для старшеклассников по теме «Толерантность» (составлен на основе черт авторитарной личности Т. Адорно); Сценарий классного часа-тренинга «Толерантность, что это?»; План мероприятий проведения Дня толерантности в школе.

Тихонова В. Г. «Небо - общее для всех детей». Программа занятий со школьниками 5-8-х классов / В.Г. Тихонова // Классный руководитель. - 2007. - N 3. - С. 114-120
В школе как в зеркале отражаются непростые межнациональные взаимоотношения, сложившиеся в нашей стране. Поэтому, основная задача представленной программы – формирование в подрастающем поколении уважения к людям иной культуры, языка, веры.

Тремаскина Т. И. Толерантность сегодня - мир навсегда / Т.И. Тремаскина // Воспитание школьников. - 2011. - N 9. - С. 73-80. - Прил.: Декларация принципов толерантности
Методическая разработка мероприятия для подростков, посвященного воспитанию в школьниках альтруизма, открытости и уважения к другим людям.

Тыртышная М. А. Описание занятий с подростками по проблеме толерантности / М.А. Тыртышная // Классный руководитель. - 2005. - N 4. - С. 125-129.
Содержание: Час общения «Я и мы»; Ток-шоу «Мы и они»; «Мы разные»; Деловая игра «Я в ответе».

Юсупова Л. Э. Программа развития толерантности «Школа взаимопонимания и любви» / Л.Э. Юсупова // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. - 2011. - N 6. - С. 18-21
Цель программы - укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к ней как важнейшей ценности общества.
Материал подготовила:
Изосимова Марина Лаврентьевна
Зав. отделом педагогической информации

Печать