Здоровье педагога

Written on . Posted in Взрослым

Как сохранить здоровье педагога.

Библиографический список литературы

Сегодня уделяется большое внимание формированию здоровой образовательной среды в школах. Детям прививаются навыки ответственного поведения в отношении собственного здоровья, для них создается комфортная, психологически благоприятная среда. Но в образовательном процессе участвуют несколько сторон. Не только дети, но и взрослые, и в первую очередь – УЧИТЕЛЯ. Поэтому лозунг «Здоровый учитель – здоровые ученики» сегодня как никогда актуален. Без поддержки здоровья учителя мы не достигнем поставленных целей, тем более что 2010 год в России – это ГОД УЧИТЕЛЯ.

Отдел педагогической информации Центральной городской детской библиотеки приглашает педагогов познакомиться с литературой по данной теме…

Береги себя, Учитель!

 

1.    [Профессиональные заболевания педагогов] // Классное руководство и воспитание школьников. Приложение к газете "Первое сентября". - 2008. - N 2. - С.5-9

2.    Антропова Л. В.

От чего устает современный учитель и 10 советов восстановления его сил / Л. В. Антропова // Школьные технологии. - 2003. - N 4. - С.199-202

3.    Ануров В.

Влияние механических нагрузок на состояние позвоночника. Советы учителю / В. Ануров // Спорт в школе. Приложение к газете "Первое сентября". - 2005. - N 2. - С.38-39

4.    Белолюбская  Е.

Педагогическое обеспечение здоровья учителей / Е. Белолюбская  / Е. Белолюбская  // Учитель. - 2005. - N 4. - С.66-69

5.    Болотова Е. Л.

Медицинские обследования здоровья учителя / Е. Л. Болотова // Администратор образования. - 2008. - N 15. -  С. 65-69

6.    Веткова, Надежда.

Здоровье учителя: семинар для педагогов / Н. Веткова // Здоровье детей. Приложение к газете "Первое сентября". - 2008. - N 15. -  С. 41-42

7.    Голиков Н.

Несколько приемов профессионального самосохранения / Н. Голиков // Директор школы. - 2005. - N 6. - С.45-49

8.    Дубровин А.А.

Психологическое здоровье учителя / Дубровин А.А. // Начальная школа: плюс-минус. - 1999. - N 2. -  С. 29

9.    Дыхан Л.Б.

Здоровье учителя:радость или преодоление / Дыхан Л.Б. // Начальная школа. - 2000. - N 3. -  С. 89

 

СОВЕТЫ УЧИТЕЛЮ ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ САМОГО СЕБЯ.

 

10.    Здоровье учителя: причины недугов и их профилактика. // Современная школа. - 1999. - N 1/3. -  С. 159

11.    Зеленова И. В.

Программа деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении по сохранению психического здоровья педагогов / И. В. Зеленова // Школьный психолог. Приложение к газете "Первое сентября". - 2005. - N 13. - С.2-22

12.  "Климат" рабочего места учителя, или санитарно-гигиенические требования к условиям педагогической работы : законы и законодательные акты // Болотова Е. Л. . Правовой статус учителя  : Сборник нормативно-правовых документов. Комментарии и разъяснения / Е. Л.  Болотова. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Школьная Пресса, 2005. - С.58-67.

13.    Коган  В.Э.

Ваше рабочее время: правила его разумной организации / В. Э. Коган, Мещерякова И. А. / В. Э. Коган , Мещерякова И. А. // Директор школы. - 2005. - N 10. - С.85-89

14.    Коган В.

Базовый сценарий деловой игры для учителей по проблемам здоровья / В. Коган // Здоровье детей. Приложение к газете "Первое сентября". - 2005. - N 22. - С.30-31

Цель игры - помочь учителям взвесить все "за" и "против" того, чтобы заниматься своим здоровьем, обсудить проблему со всех сторон и прийти к единому решению.

15.    Коган В.

Учитель - профессия повышенного риска / В. Коган // Директор школы. - 2007. - N 1. - с.101-106

16.    Лебедева Л.

Арт-терапия в системе психологической помощи учителям с дефицитом здоровья// Народное образование. - 2001. - N 1. - С.166-171

17.    Лещинская, Юлия. Будьте собой!: как победить неуверенность / Ю. Лещинская // Учительская газета. - 2008. - N 11. -  С. 19

18.    Лычева, Светлана.

Береги себя, учитель: программа по совершенствованию педагога / С. Лычева // Здоровье детей. Приложение к газете "Первое сентября". - 2009. - N 12. -  С. 40-42

Много сил и времени отдавая работе, преподаватели мало заботятся о себе, своем физическом благополучии. Данная программа поможет учителю оставаться в хорошей форме.

 19.    Малярчук Т.

Здоровье педагога - социальная необходимость/ Т. Малярчук // Здоровье детей. Приложение к газете "Первое сентября". - 2007. - N 9. - с.31-36

20.    Митина Л. М.

Профессиональное развитие и здоровье педагога: проблемы и пути решения / Л. М. Митина // Вестник Образования России. - 2005. - N 7. - С.48-58. - Продол. № 8

21.    Митина Л.

Профессиональное здоровье учителя:стратегия, концепция,технология / Митина Л. // Народное образование. - 1998. - N 9/10. -  С. 166

22.    Науменко Ю. В.

Коррекция психологического здоровья педагога как элемент программы повышения квалификации работников образования / Ю. В. Науменко // Образование в современной школе. - 2003. - N 11. - С.3-6

23.    Нефедова Р. Е.

Программа "Академия здоровья для учителей" / Р. Е. Нефедова // Практика административной работы в школе. - 2008. - N 2. - С.34-35

Здорового школьника может воспитать только здоровый учитель. Это прекрасно понимают в Раховецкой средней школе Белгородской области, где разработана оригинальная программа занятий с педагогами.

24.    Новгородова А.

Учитесь управлять своим телом / А. Новгородова // Директор школы. - 2005. - N 7. - С.96-99

25.    Орехова Т. Ф.

Влияние современного педагогического процесса на здоровье учащихся и учителей / Т. Ф. Орехова // Начальная школа: плюс до и после. - 2002. - N 10. - С.17-26

26.    Панина Г. Психологическая поддержка учителя: Психологическая помощь учителям в решении личных проблем / Г. Панина // Начальная школа. Приложение к газете "Первое сентября". - 2004. - N 14. - С.25-26

27.    Педагогические приемы создания ситуации успеха: деловая игра для педагогов среднего звена // Школьный психолог. Приложение к газете "Первое сентября". - 2006. - N 15. - с.28-30

28.    Соловьева Л. А.

Тренинг для релаксации и снятия напряжения у педагогов / Л. А. Соловьева // Дошкольная педагогика. - 2009. - N 6. -  С. 48-50

29.    Степанова М. И.

Позаботимся о ногах / М. И. Степанова // Физическая культура в школе. - 2007. - N 2. - с.75-76

30.    Тихомирова Л.

Здоровый учитель - здоровые дети / Л. Тихомирова // Народное образование. - 2003. - N 5. - С.71-74

31.    Тюнников Ю. С.

Страхи и фобии педагогов / Ю. С. Тюнников // Директор школы. - 2005. - N 1. - С.31-34

32.    Условия труда и здоровье учителя // Директор школы. - 2008. - N 6. -  С. 99-104

33.    Учитель, позаботься о себе! // Здоровье детей. Приложение к газете "Первое сентября". - 2004. - N 22. - С.26-29

34.    Храмцова П.

Пять правил здоровой спины / П. Храмцова // Директор школы. - 2006. - N 4. - С.103-106

35.    Чоросова О. М.

Анкета для выявления кризисогенных факторов и факторов преодоления профессиональных кризисов учителей / О. М. Чоросова // Практика административной работы в школе. - 2006. - N 4. - С.55-60

36.    Юдина Н.

Рука друга: Психотерапевтические упражнения для педагогов / Н. Юдина // Здоровье детей. Приложение к газете "Первое сентября". - 2006. - N 7 . - С.30-31

 

Как не сгореть на работе: синдром профессионального выгорания.

 

Психологическое и физиологическое состояние учителя в значительной степени определяют качество учебно-воспитательного процесса. Однако, учителя, как правило, не могут похвастаться отменным здоровьем – многие часто жалуются на бессонницу, головные боли, повышенную раздражительность. Такое состояние называют «синдромом эмоционального выгорания».

 

1.    Андрунь С. В.

Синдром профессионального выгорания у педагогов и его влияние на психологическое здоровье детей / С. В. Андрунь // Дошкольная педагогика. - 2009. - N 2. -  С. 50-51

2.    Борисова М. В.

Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов / М. В. Борисова // Вопросы психологии. - 2005. - N 2. - С.96-104

Представлена попытка комплексного рассмотрения феномена эмоционального выгорания. Излагаются результаты экспериментального исследования, направленного на выявления уровня эмоционального выгорания, его индивидуально-психологических и социально-психологических детерминант.

3.    Голиков Н. А.

Профессиональное развитие педагога: профилактика деформации и деструкции его личности / Н. А. Голиков // Образование в современной школе. - 2005. - N 10. - С.14-20

4.    Голиков Н.

Несколько приемов профессионального самосохранения / Н. Голиков // Директор школы. - 2005. - N 6. - С.45-49

5.    Громская, Жаннета.

Не шутите со стрессом. Как избежать "синдрома эмоционального выгорания" / Ж. Громская // Учительская газета. - 2007. - N 3. - с.18

6.    Ефремов К.

Эмоциональное выгорание и как с ним бороться / К. Ефремов // Народное образование. - 2005. - N 3. - С.118-123

7.    Журавлева Г.

"Эмоциональное выгорание" в педагогической деятельности и способы его профилактики / Галина Журавлева // Народное образование. - 2008. - N 5. - С.114-120

8.    Иванова, Наталья.

Психотерапия профессиональной усталости / Н. Иванова // Обруч. - 2008. - N 2. - С.14-16

Конспект занятия для воспитателей ДОУ с целью профилактики профессиональной усталости. Методика диагностики "Самооценка эмоциональных состояний" А. Уэссмана и Д. Рикса.

9.    Мерзлякова Д. Р.

Синдром профессионального "выгорания" и метаиндивидуальность педагога / Д. Р. Мерзлякова // Психологическая наука и образование. - 2009. - N 1. -  С. 55-60

10.    Мерзлякова, Дина Рафаиловна.

Влияние педагога с синдромом профессионального "выгорания" на учеников / Д. Р. Мерзлякова // Начальная школа: плюс до и после. - 2007. - N 8. - с.90-91

11.    Осухова, Наталия.

Профилактика профессионального выгорания: практико-ориентированный семинар / Н. Осухова // Школьный психолог. Приложение к газете "Первое сентября". - 2006. - N 16. - с.17-32

12.    Панько Е. А.

Здоровый педагог - здоровый ребенок: психологический аспект / Е. А. Панько // Психолог в детском саду. - 2008. - N 3. -  С. 73-97

13.    Прибылова Ю. О.

Сохранение психологического здоровья и профилактика эмоционального выгорания педагогов / Ю. О. Прибылова // Естествознание в школе. - 2005. - N 6. - С.66-69

14.    Фоминова, Алла.

Как не сгореть на работе?: синдром эмоционального выгорания у учителей / А. Фоминова // Классное руководство и воспитание школьников. Приложение к газете "Первое сентября". - 2008. - N 15. - С.6-10

15.    Эмоциональное выгорание педагогов // Школьный психолог. Приложение к газете "Первое сентября". - 2006. - N 4. - с.19-29

16.    Янковская, Наталия.

Как не сгореть на работе, или Об эмоциональном выгорании педагогов / Н. Янковская // Народное образование :. - 2009. - N 8. -  С. 273-280

17.    Янковская, Наталия.

Эмоциональное выгорание учителя / Н. Янковская // Народное образование : в июне не выходит. - 2009. - N 2. -  С. 126-138

Не шутите со стрессом!

1.    Акшинова С.

Уютно ли учителю в школе? / С. Акшинова // Школьный психолог. Приложение к газете "Первое сентября". - 2003. - N 41. - С.12-13

2.    Анцупов, Анатолий Яковлевич.

Профилактика конфликтов и стресса жизни ; А. Я. Анцупов // Анцупов А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе : методический материал / А. Я. Анцупов. - М., 2003. - с.148-164, 199-200

3.    Громская, Жаннета.

Не шутите со стрессом. Как избежать "синдрома эмоционального выгорания" / Ж. Громская // Учительская газета. - 2007. - N 3. - с.18

 

4.    Конфликты и стресс в работе учителя : методический материал // Гатальская Т.В. В школу - с радостью: Практическая психология для учителя / Т.В. Гатальская. - Минск, 2000. - С.60-109

 

5.    Морозова Т.

Слезы лечат, или 15 способов снять стресс / Т. Морозова // Учительская газета. - 2005. - N 29. - С.7

Для многих из вас только что закончилась пора выпускных экзаменов. Вы чувствуете накопившуюся за год усталость и никак не можете отойти от мыслей о школе? По всем признакам у вас стресс. А впереди - новый учебный год с его треволнениями и непростыми ситуациями. Эти советы помогут научиться эффективно справляться со стрессом.

 

6.    Роголёв А.

Компьютер, педагог, стресс... Психологические  условия, обеспечивающие успешность обучения педагогов работе на компьютере / А. Роголёв // Учитель. - 2004. - N 6. - С.86-88

 

 

 

7.    Савостьянов А.

Учимся бороться с неотреагированными эмоциями. Аутогенная тренировка как метод профилактики стрессов и психосоматических заболеваний у педагогов / А. Савостьянов // Учитель. - 2004. - N 5. - С.80-83

8.    Смирнов Н.

Учитель в "третьем состоянии" / Н. Смирнов // Здоровье детей. Приложение к газете "Первое сентября". - 2004. - N 7. - С.24-27

9.    Соловцова Е.

Уйдем от стресса / Е. Соловцова // Народное образование. - 2004. - N 6. - С.240-247

10.    Ушакова Е.

Успокойтесь, и только потом принимайте решение! / Е. Ушакова // Директор школы. - 2004. - N 10. - С.102-103

Тише, говорит учитель! (как сберечь свой голос)

Голос для многих тысяч людей, профессия которых связана со словом – актеров и чтецов, лекторов и учителей, важнейший рабочий инструмент, который надо сохранить как можно дольше, не допустить его преждевременной изношенности.

 

1.    Берегите голос - это ваш рабочий инструмент // Директор школы. - 2009. - N 1. -  С. 100-104

2.    Попова С.

Учитель безголосым быть не может / С. Попова // Начальная школа. Приложение к газете "Первое сентября". - 2005. - N 24. - С.28-29

Причины проблем с голосом. Рекомендации врача-фониатра.

3.    Практикум "Развитие общих речевых умений, диапазона голоса и интонаций": учебное пособие // Булатова О. С. Педагогический артистизм : Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. завед / О. С. Булатова; Предисл. В. И. Загвязинский. - М. : Академия, 2001. - С.167-179. - Содержание: Упражнения для тренировки речевого аппарата и мимической мускулатуры; Упражнения для выработки навыков правильного речевого дыхания; Упражнения для совершенствования голосового аппарата; Дикционные упражнения; Упражнения для развития интонационной выразительности голоса; Упражнения на интонирование знаков препинания

4.    Степанова М. И.

Как помочь своему голосу / М. И. Степанова // Школа и производство. - 2007. - N 2. - с.74-75

5.    Степанова М. И.

Как сберечь голос: несколько советов педагогам / М. И. Степанова // Вестник Образования России. - 2005. - N 5. - С.65-68

6.    Тише, говорит учитель! // Здоровье детей. Приложение к газете "Первое сентября". - 2004. - N 12. - С.34-38

7.    Ушакова Е.

Голос - рабочий инструмент учителя. Как сберечь его? / Е. Ушакова // Директор школы. - 2006. - N 10. - с.90-95

 

Список подготовила зав.Отделом педагогической информации ЦГДБ – Изосимова М.Л.

 

 

Печать