МКУК ЦСДШБ г. Озёрск
Централизованная система детских
и школьных библиотек г. Озёрска

Здесь собраны статьи о нашей библиотеке из местных и центральных периодических изданий, а также опубликованные работы сотрудников библиотеки: статьи, выступления на профессиональных конференциях.

Internet-публикации

Книга о нашей библиотеке

Подробнее...К 50-летию библиотеки в 2014 г. был издан сборник воспоминаний "Есть по соседству библиотека"

От составителей


Хочу сказать, что детскую библиотеку я мало посещал,
но когда в нее пришел, мне захотелось в ней
остаться жить. Принести раскладушку,
запастись продуктами на полгода
и не выходить из нее.

Ученик 9-го класса.

Если пройти по городу и спросить любого школьника, где находится детская библиотека, то практически каждый даст правильный ответ, ведь 98% школьников — читатели детской библиотеки. И дети, и родители легко назовут имя любимого библиотекаря, который приветливо встречает, выдает книги, проводит интересное занятие, помогает оформить реферат на компьютере…

ПечатьE-mail

Гаева Н.С., Мальцева Т.В. Вдохновение завтрашнего дня. Что читают нынешние дети

Библиотека в школе. – 2008. - №4 (208). – С. 8-11


Если, путь прорубая отцовским мечом,
Ты соленые слезы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал, что почем, -
Значит, нужные книги ты в детстве читал.

В.С.Высоцкий. Баллада о борьбе

ЧТО ЧИТАЮТ нынешние дети? Этим вопросом задаются родители, учителя, специалисты по детскому чтению. Часто в ответ звучит безрадостное: «Да ничего они не читают!» В голосе у одних - раздражение, у других - безысходность, у третьих - надежда продолжить разговор на волнующую тему и увидеть «свет в конце тоннеля».

Есть ли он, этот свет? Или в самом деле не читают современные дети ничего, кроме обязательных школьных списков литературы?

Мы, сотрудники абонемента 5-9-х классов ЦСДШБ г. Озерска, решили сделать еще один шаг в изучении наших читателей и предприняли очередную попытку показать срез «необязательного» подросткового чтения на сегодняшний момент. Очевидно, что чтение по спискам под контролем учителя поглощает огромное количество времени у современных ребят, но таким же непреложным остается факт, что и книги для души они тоже находят время читать. Мы хотели узнать, какие же авторы и жанры привлекают их внимание сегодня (помимо очевидного пристрастия к детским детективам, ужастикам и романам для девочек), и получили своеобразную десятку весьма неожиданных предпочтений, которая, с одной стороны, не претендует на всеохватность, а с другой - все же дает ценный материал для размышлений о психологии современного подростка, о степени соответствия наших ожиданий тому, что оказалось в действительности, и о том, как мы, библиотекари, можем использовать полученные результаты в своей работе.

Чтобы получить ответ на вопрос: «Что ты читал сам и советуешь прочитать своим друзьям?» - мы опросили шестьдесят учеников 8-11-х классов, используя разнообразные формы: устный опрос школьников, приходящих в библиотеку на занятия в рамках программы «Школа социального успеха»; мини-анкетирование добровольцев у кафедр; анализ листочков для отзывов о книгах, фигурирующих на книжных выставках; бумажный «забор», на котором все желающие могли увековечить свое мнение о прочитанном; ответы в интернет-форуме «Астра».

Полученную «Десятку неожиданных предпочтений» можно было бы не без оснований назвать «Вдохновением завтрашнего дня». Мы представляем вам этот список в виде таблицы с нашими комментариями. Эта заметка не включает анализ явления эскапизма у любителей фэнтезийной литературы или потребности в психологической поддержке, которую находят в пустоватом «девочкином чтиве» любительницы «Школы в Ласковой долине» или «Друзей Стэйси». Все это остается за рамками нашего исследования. Заинтересовали же нас книги, выбор которых подростками оказался приятным сюрпризом.

Не читают, говорят многие? Читают. И посмотрите, что они читают!

 

Десятка неожиданных предпочтений

 

Книга
Подростки написали
Заметки библиотекаря
Бах Ричард Дэвид

«Чайка по имени
Джонатан Ливингстон»
• Классе в десятом прочитала Ричарда Баха «Чайка по имени...», после этого просто «заболела» подобной литературой
• Книжка просто супер! И почитать, и поразмышлять можно, не заумь какая-то. И если ты не «лох», прочти
Среди неожиданных предпочтений на первом месте оказалась философская
сказка о чайке. Если вдуматься, такая ли неожиданность - обнаружить
именно эту книжку в списке юных бунтарей-максималистов, решающих
сложную задачу: как найти свое место в жизни и сохранить при этом
собственную индивидуальность?
Бессон Люк

«Артур и минипуты»


В сети можно прочитать
электронный вариант этой книги:

http://media-news.ru/2006/10/03/artur_miniputy.html
• В данное время убиваюсь по сказкам=))))))))))))))))))))))))). Прочитала «Артур и минипуты» Люка Бессона (все 4 книги) - так клево... детям точно понравится=) буду, когда появятся свои, им на ночь читать
Кто бы мог подумать, что всемирно известный режиссер, автор нескольких блокбастеров, в том числе знаменитого «Пятого элемента», способен писать хорошие детские книжки? А между тем именно он стал автором добрых и захватывающих историй о десятилетнем мальчике Артуре, который не может жить без приключений. Читатели первой книги этого цикла ищут ответы на множество вопросов. Кто такие минипуты? Почему Артур должен проникнуть в их мир? Что зашифровал в старинной книге дед Артура? Остается добавить, что об этой книге мы узнали впервые именно от наших читателей и что в Рождество в мировой прокат выходит одноименный мультфильм
Булгаков Михаил Афанасьевич

«Мастер и Маргарита»


В сети можно прочитать
электронный вариант этой книги:

http://www.lib.ru/HRISTIAN/../BULGAKOW/master.txt
• Книга моей жизни - «Мастер и Маргарита». Этот таинственный роман, я уверена, сделает из меня ЧЕЛОВЕКА, с разумом, душой, с богатым внутренним миром, ЧЕЛОВЕКОМ, который не останавливается на достигнутом. Я не забуду: ЧЕЛОВЕК - не кукла, ЧЕЛОВЕК - это звучит гордо! Когда весь мир против тебя, тоже надо действовать!
Обнаружить, как много подростков любят этот роман, не было для нас такой уж неожиданностью. После того как прошел телесериал, все экземпляры книги были буквально сметены с полок. И до экранизации это удивительное произведение пользовалось большой популярностью у старшеклассников. Одно из немногих произведений, включенных в обязательные списки, которое попало в альтернативную десятку.
Довлатов Сергей Донатович

«Заповедник. Зона: Записки надзирателя»


• Недавно дочитал «Зону» Довлатова, сейчас читаю его же «Заповедник». Мне кажется, любой русский человек оценит его рассказы!! Даже не знаю, хорошо это или плохо... Мне однажды один чел, известный здесь как G.A.D., рассказал, у Довлатова есть такая фишка - в одном предложении не использовать слова, начинающиеся с одной и той же буквы. И ведь действительно...
Несколько лет назад мы обратили внимание на интерес определенной части ребят к теме тюремного заключения. Затем запросы сошли на нет, и вот интерес возник снова. Что волнует подростков в этих эпизодах из жизни заключенных и надзирателей? Привлекают ли их достоинства стиля Довлатова, его отрезвляющий юмор или «темная» сторона жизни, тема личности за колючей проволокой? Довлатов считает: «Ад – это мы сами...» Хорошая тема для размышления и для обсуждения со старшеклассниками
Кинг Стивен

«Ярость. Долгая прогулка»


В сети можно прочитать
электронный вариант этой книги:

http://www.rusf.ru
• Что получила я сама, прочитав этот роман? Я поняла, что самое страшное в жизни - потеря смысла жизни, замкнутость в себе, не знать своего предназначения, не уметь ценить себя и окружающих. По-моему, смерть бывает двух типов. Первый тип - это смерть духовная, или моральная. В моем понимании, моральная смерть - это чувство безысходности, когда человек замыкается в себе, не понимает, зачем живет, не ценит жизнь. Если человеку безразлична собственная судьба, то он уже мертв духовно. Второй тип - смерть физическая. Для меня физическая смерть – умирание тела, внешней оболочки, но не души. Роман открыл для меня новый мир, в котором ты не лишний, а частичка всего этого мира, в котором ты не просто существо, а человек - личность. И называется этот мир - жизнь.
То, что подростки включили в альтернативный список не самые известные произведения будущего «короля ужасов», относится к приятным неожиданностям. Нам очень приятно, что эти два ранних романа Кинга не затерялись среди леденящих кровь историй о кладбищах домашних любимцев и сумасшедших маньяках с лезвиями. Не затерялись, наверное, потому, что редкого подростка оставит равнодушным история внезапного «сумасшествия» их ровесника, который является в школу с пистолетом и берет в заложники собственных одноклассников - для чего? Чтобы заставить себя выслушать? Чтобы дать им возможность выговориться самим? Или роман об обществе будущего, где ежегодно проводится шоу, выигрыш в котором поистине королевский - исполнение любого желания победителя. Но из ста подростков, участвующих в Долгой пешей прогулке, выиграть может только один...
Коэльо Паоло

«Алхимик. Вероника решает умереть»


В сети можно прочитать
электронный вариант этой книги:
http://www.lib.ru/KOELXO/
• Я сейчас Коэльо читаю. Вообще, мне он нравится... Его книги вдохновляют меня, на нужные мысли наталкивают и вообще помогают, когда кажется, что все уже безнадежно, и когда руки опускаются...
• Мне кажется, что это шедевры на все времена
Видимо, Коэльо включили в список те, кто склонен к серьезным размышлениям о жизни, кто задумывается о влиянии собственных поступков на ее течение, чьи глаза открыты для поисков «Знаков Судьбы». Подростки избирают непростое, умное чтение, и это не может не радовать и не вдохновлять
Пелевин Виктор Олегович

«Чапаев и пустота»


В сети можно прочитать
электронный вариант этой книги:
http://www.bestlibrary.ru/index5.html
• Ребят, знаете, меня несколько лет назад попросили прочитать книгу (по литере вне программы) - «Чапаев и пустота» Виктора Пелевина. Прочитав, я был в недоумении, переплетение реальности, выдумки и мечтаний человеческой жизни. Для того, чтоб поставить четкие грани между всем этим, мне пришлось перечитывать эту книгу три раза. Книга чем-то похожа на «Мастера и Маргариту», (единственное, что понравилось из школьной программы)
Большая неожиданность: обнаружить в круге чтения тинейджеров такого элитарного, эксцентричного писателя, как Виктор Пелевин, проза которого оказывается «не по зубам» многим взрослым. Возможно, ребят «цепляет» необычность его произведений, возможно, привлекает избранная писателем форма психологического дневника. Как бы то ни было, Виктор Пелевин, один из самых загадочных современных авторов, вошёл в альтернативную десятку...
Пикуль Валентин Саввич

«Слово и дело»


Дюма Александр

«Три мушкетера»


В сети можно прочитать
электронный вариант этой книги:
http://www.bestlibrary.ru
• На днях дочитала историческое творение Валентина Пикуля «Слово и дело», роман-хронику времен Анны Иоанновны. В общем, советую всем, кто повернут на истории. Просто автор берет промежуток времени (занимающий пару параграфов в учебнике) и расписывает это так, что сердце болит за горести отечества. Если вам надо сдавать историю, то книги Пикуля для вас
• Я пока на 168 странице «Трех мушкетеров» А.Дюма. Что сказать? Книга нравится. По-настоящему нравится. Может быть, она во мне что-нибудь изменит. Как написано, нравится, вставлена латынь, приведены сноски, кто такой, когда родился... Клевая, оказывается, книга...
Этот пункт появился в списке благодаря юным любителям исторической беллетристики, которая приближает историю к читателям, превращая носителей знаменитых имен в живых людей из плоти и крови, обуреваемых человеческими страстями. Задача библиотекаря, на наш взгляд, - позаботиться о том, чтобы постараться мягко и ненавязчиво привлечь внимание ребят к тем мастерам исторического романа, знакомство с которыми не только удовлетворит читательское любопытство «узнать о личной жизни сильных мира сего», но и разовьет их вкус (книги Марка Алданова, Юрия Германа и других)
Слаповский Алексей Иванович

«Качество жизни»
• Качество жизни» - не первый мною прочитанный роман этого автора. Я, как и большинство девчонок, мечтала стать журналисткой. Профессия казалась мне очень престижной и романтичной. Встречаешься с умными, знаменитыми людьми, берешь интервью. А в жизни все не так, стервозность «звезд», претензии руководителей, выживание и конкуренция. Оказывается, я к этому не готова
Еще одно открытие, сделанное благодаря нашим читателям. Они первыми начали знакомиться с произведениями Слаповского, которого критики называют сейчас одним из самых интересных современных прозаиков. В романе «Качество жизни» перед героем встает проблема востребованности его таланта, который может быть оценен и продан - но должен ли быть оценен и продан? Или должен быть сохранен безо всяких компромиссов с совестью и без уступок рынку? Слаповского называют актуальным и традиционным, концептуальным и непосредственным. Другими словами, Алексей Слаповский - универсальный писатель, и выбор его подростками подтверждает это мнение.
Стругацкие Аркадий и Борис

«Понедельник начинается в субботу»,
«Пикник на обочине», «Малыш»


• Фантастикой иногда балуюсь: А.Азимов «Роботы зари», «Космические течения», Станислав Нем «Солярис», Стругацких просто обожаю. «Понедельник начинается в субботу» - просто супер, советую всем прочитать.
Произведения братьев Стругацких упоминались ребятами не однажды, и знаменитый «Понедельник» - чаще прочих. Эти книги современные подростки до сих пор находят актуальными и увлекательными. По их мнению, каждый уважающий себя человек должен познакомиться хотя бы с одним из этих романов.

Вот такой необычный список получился в результате нашего исследования. На основе списка создан буклет, который используется в работе абонемента.

Приятно, что перед многими подростками, очевидно, не стоит вопрос: «Читать или не читать?»

Я поддерживаю идею насчет того, что читать надо... По мне, лучше книги из эстетических и практических соображений нет.

Читать надо по-любому, потому что это развивает мозги, если что)))... Послушай, книги и чтение - это такая тема, в которой нет ни сейчас, ни потом - либо ты читаешь, либо нет. Потому как для людей читающих книга - не просто развлечение, а образ жизни. Не читаешь - дело твое. Как говорится, со своим самоваром в Тулу не едут... Только вот единственное - люди, которые не читают, реально тупеют.

Они читают сами, советуют читать своим ровесникам, обмениваются адресами сетевых библиотек.

Признаться, не все и не всегда охотно рассказывали нам о своих книжных пристрастиях, и мы видим множество направлений для дальнейшей работы: способы налаживания контакта с читателями-интровертами; задействование набирающего обороты форума на сайте библиотеки; поиск новых форм исследования читательских интересов, возможности использования результатов исследования в мероприятиях, отражение полученных данных в оформлении абонемента и так далее, и тому подобное.

Мы стараемся развивать вкус ребят и расширять их читательские горизонты, и этот процесс культурного обогащения, как мы видим с радостью, взаимный.

03.03.2008

ПечатьE-mail

Гаева Н.С. Все дети рождаются интернационалистами

Школьный компас. – 2008. - №2 (46). – С.6

Слова «Большой террор», «ежовые рукавицы», «репрессии», «ГУЛАГ» постепенно уходят из употребления и общественного сознания. Сегодня мало кто вспомнит, что СЛОН - это Соловецкий лагерь особого назначения, а АЛЖИР - Акмолинский лагерь жен изменников родины.

Дискуссионный клуб «Все дети рождаются интернационалистами» прошел в детской городской библиотеке в рамках конкурса «История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР», проводимом музеем и общественным центром «Мир, прогресс, права человека» им. Андрея Сахарова. В дискуссионном клубе приняли участие учащиеся ФМЛ №39.

Нам предстояло разобраться в том, что такое репрессии? Тотальная депортация? При подготовке к дискуссии ребята много читали. В первую очередь Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая». Поработали со справочниками, словарями, периодикой...

Кроме презентации, ребята познакомились с документальной хроникой. Кто такой Киров? Как на съездах давалось «добро» на массовые репрессии. Пришлось во время дискуссии, для большей убедительности, поработать с текстом. Действительно ли дети интернациональны? «Не важно какой ты национальности, главное - какой ты человек». И Юле Домбровской удалось в этом всех убедить.

Нужно ли знать, о том страшном времени сегодняшним детям? На этот вопрос очень убедительно отвечала Даша Секачева.

Есть ли в нашем городе те, кто пострадал от репрессий? Как они оказались в нашем закрытом городе? Что сегодня делает государство для реабилитации теперь уже детей «врагов народа»? Обо все этом ребятам рассказала Вера Александровна Аксенова - заслуженный работник культуры России; лауреат премии Законодательного собрания Челябинской области « Лучший социальный работник»; «Ветеран атомной промышленности».

    Работниками библиотеки было проведено анкетирование. Ребята отвечали на следующие вопросы:
  • К какой национальности ты принадлежишь? (Половина опрошенных ребят русские, много татар, башкир, есть немцы).
  • Кто по национальности твои друзья? (Есть среди друзей: украинцы, татары, немцы, евреи).
  • Как относятся в твоей семье к людям разных национальностей? (Как показал опрос, семей, где все русские почти нет. Часто в семьях встречаются родственники других национальностей).
  • Приходилось ли тебе наблюдать, как унижали людей по национальной принадлежности? Что ты испытывал при этом? (Приходилось наблюдать жестокое обращение к другим национальностям всем нашим респондентам. Многие обращение: «Эй ты, татарин!» за ущемление достоинства нации не считают.)
  • Что нужно сделать, что бы люди жили в мире?

Ребятами были написаны синквейны. Это сложная работа, в 5 строк уместить все, о чем шла речь на дискуссии. И им это удалось.

Интернационализм
«Очень важен, мировой
Развивать, распространять, утверждать
Это путь к миру и единству
Равенство»
Интернационализм
«Солидарный, равный
Объединяет, сближает, освобождает
Какая бы ни была национальность, люди одинаковы (равны)
Национальность не показатель моральных качеств».

Гуманность
«Все люди братья, но не все братья люди».

Репрессии, национализм, вражда между народами. Тема и сегодня очень актуальна. Нам не удалось поставить точку. Дай Бог, чтобы наши дети не знали вражды и войны.

05.03.2008

ПечатьE-mail

Шевченко Т.И. Летописцы Каменного пояса

Библиотека в школе - Первое сентября. - 2007. - №10 (190), 16-31 мая. - С.46

В 2007 году уральский краеведческий календарь отмечает 110 лет со дня рождения Е. А. Федорова, 260 лет со дня основания старинного уральского города Касли и 250-летие Кыштыма. А объединяет все эти даты династия горнозаводчиков Демидовых.

Певцом родного края, летописцем Урала называют писателя Е. А. Федорова. В 1937 году вышла его повесть «Шадринский гусь», которая была по достоинству оценена и критикой и читателями. В. Шишков, следивший за ростом автора, писал «…В будущем надо ждать от писателя крупных художественных полотен». И эти слова известного писателя стали пророческими. Если посмотреть на названия книг Е. Федорова, то увидишь, что его излюбленная тема – история седого и нового Урала. Близкой истории – гражданской войне на Урале посвящен роман «Горная дорога». Талантливость уральцев-умельцев показана в романах «Черепановы» и « Большая судьба». Времена крепостничества изображены в повестях «Кыштымский зверь» и «Картофельный бунт» О своем детстве, прошедшем в уральской казачьей станице, Е. А. Федоров рассказал в автобиографической повести «У горы Магнитной».

В 1955 году вышел исторический роман «Ермак». Однако главным произведением писателя стала трилогия «Каменный пояс». Она состоит из романов «Демидовы», «Наследники» и «Хозяин каменных гор». В центре повествования судьба нескольких поколений потомственных уральских заводчиков – Демидовых. Это своеобразная энциклопедия жизни Урала второй половины 18-ого века, когда шло становление уральской горной промышленности.

Что для нас Демидовы теперь? Прежде всего – наша история. Города Кыштым (1757) и Касли (1747) без Демидовых представить невозможно. Рядом с именем Демидовых выстраиваются другие слова: рудник, горный завод, чугун, кровельное железо, «два соболя», малахит, золото.

Кузнец-оружейник Никита Антуфьев превратился в дворянина Никиту Демидова. Получив во владение от Петра I Невьянский казенный завод, он отправил на Урал старшего сына Акинфия. Он, а затем и его брат Никита стали жадно строить заводы. Акинфий – первый заводчик Урала, полный здесь хозяин, оставил после себя 25 заводов. Никита купил Каслинский и построил два Кыштымских завода, а его сын тоже Никита (это родовое имя Демидовых), вступив в наследство, переехал жить в Кыштым, построив великолепный Белый дом с садом. Ныне это уникальный памятник истории и культуры, в котором обосновался краеведческий музей. Сегодня реставраторы пытаются вернуть зданию былое великолепие.

Урал для Демидовых был местом приложения капитала. Золотым дном. А их заводы? И все-таки заводы Демидовых были во благо Урала, во славу России. С конца 17-ого и на протяжении 18 века потомки тульского кузнеца построили 55 металлургических заводов, из них 40 – на Урале, и уже к середине 18 века демидовские заводы производили свыше 40% российского чугуна. По качеству он был лучшим не только в России, но и в Европе, а кыштымское железо соперничало со знаменитым шведским. На базе высочайшего качества металлургического производства в Каслях расцвело искусство чугунного литья Каслинское художественное литье было удостоено золотых медалей на всемирных выставках. В настоящее время современные литейщики возрождают уникальное искусство старых мастеров.

«Не словами, а делами». Этот девиз на дворянском гербе Демидовых звучит как наказ потомкам.

Через века преемником Демидовых на Урале стал А. Вольхин – директор Кыштымского медеэлектролитного завода (или Нижне-Кыштымского, демидовского как его называли раньше) – самого передового предприятия российской экономики. А в 1993 году Международный Демидовский фонд, поставивший своей целью экономическое и культурное возрождение России, возродил традицию присуждения Демидовских премий за выдающиеся научные достижения. Эти премии учреждены П. Н. Демидовым в 1830 году.

16.10.2007

ПечатьE-mail

Алексашкина С.А. Бабушкины сказки

Библиотека в школе - Первое сентября. - 2007. - №10 (190), 16-31 мая. - С.39

Замечательная идея: приглашать в библиотеки бабушек (дедушек) для участия в массовой работе с младшими школьниками!

Я решила привлечь в свою школьную библиотеку активных бабушек, чтобы они могли своим языком, интересно и увлекательно, рассказывать дошкольникам и младшим школьникам русские народные сказки, сказки русских писателей. Мои личные наблюдения библиотекаря неутешительны: дети плохо знают сказки… Они увлеклись комиксами и зарубежными мультиками. Да и не всем малышам дома читают книжки. Некогда… А сказка, – пожалуй, лучшая форма народной педагогики, проверенных временем образцов поведения, нравственных ориентиров. Разве это сегодня не актуально?

Громкие чтения с элементами обсуждения, викторины, кукольные спектакли по сказкам - все это мы проводим в библиотеке. Приобщить к этой работе бабушек – отличная мысль! Подключив завуча по воспитательной работе, завуча начальных классов и читателей, я стала ждать... И вот на пороге появилась первая бабушка. Значит, все состоится!

16.10.2007

ПечатьE-mail

Сорокина Д. Библиотекари United

Спешим поделиться радостью: в нашем регионе появилась Ассоциация молодых библиотекарей Урала!  К решению о её создании единогласно пришли участники Первого слёта молодых библиотекарей «Библиотекари United», проходившего 28-29 января в г. Берёзовский, Свердловской области.

Молодых библиотекарей Централизованной системы детских и школьных библиотек г. Озёрска на слёте представляла Дарья Сорокина, библиотекарь школы №27, ей мы и предложили поделиться впечатлениями от слёта.

Подробнее...

Даша, обычно на подобных мероприятиях молодые стремятся «других посмотреть и себя показать». Как всё происходило на этот раз?

Конечно, основной целью первого дня Слёта было знакомство и неформальное общение. Всё удалось на славу: и тренинги, и представления, и самопрезентации в стиле «печа-куча»… Так библиотечная молодёжь, проявляя свойственный ей ум, интеллигентность, задор и корпоративную солидарность, показывала, что «все мы разные, но все мы вместе».

Скажите честно, Вам действительно нравится быть детским библиотекарем?

Мне действительно нравится быть детским библиотекарем. В своём выступлении я старалась, чтобы все поняли: работа библиотекаря мне по душе. Наверное, это удалось, потому что я получила приятные и очень важные для меня отзывы.

О нашей Системе детских и школьных библиотек многие знают. Наверное, Вы ощущали ответственность не только за себя, но и за весь коллектив?

Да, система наша уникальна и очень известна. Напомню, что ЦСДШБ — это прочный союз Центральной городской детской библиотеки, всех школьных библиотек и библиотек учреждений дополнительного образования. Тем не менее, вопросов о специфике работы в ней было немало. Интересовались все: методисты, библиографы, зав. секторами, просто библиотекари. Надо было не подвести наш дружный коллектив и достойно представить опыт озёрских детских библиотекарей.

Можно предположить, что программа Слёта была насыщенной. Оставалось ли время на обсуждение злободневных проблем?

Следуя программе Слёта, мы должны были работать по секциям, но всем хотелось побывать «везде и сразу», чего при всём желании сделать было невозможно. Поэтому мы много общались, делились мнениями о работе с детьми, издательской деятельности библиотек, о конфликтах в библиотеках, о привлечении читателей… Да много и других, очень важных для нас вопросов. Самое приятное в таких встречах – знакомство и общение с близкими по духу и интересам людьми.

Даша, скажите, были ли на Слёте        известные в библиотечном мире специалисты? Как они отнеслись к идее создания Ассоциации  молодых библиотекарей Урала? Принимали ли участие в работе Слёта библиотекари других городов Челябинской области?

На второй день Слёта было запланировано несколько серьезных выступлений. От лица Министерства культуры нас поприветствовала Антонина Ивановна Водатурская (зав. научно-методическим отделом СОБДиЮ), было зачитано приветственное письмо Татьяны Сергеевны Макаренко (родоначальника молодежного движения в библиотечном деле), в котором она пожелала нам успехов в создании молодежного библиотечного движения Урала. И конечно, очень помогла нам Елена Владимировна Зверева – первый секретарь Свердловского обкома Российского Союза Молодёжи. Нас всех впечатлил её рассказ о деятельности Союза, о социальных программах, в которых может принять участие каждый молодой специалист.

Было приятно встретить на Слёте гостей из других городов Челябинской области – Лизу Воложину (г. Снежинск) и Марину Клепикову (г. Копейск). Они рассказывали о своей работе в библиотеках, о том, как в этих городах поддерживают инициативы молодых, как добиться успеха и популярности библиотеки в городе. Такие убедительные и будоражащие рассказы всегда вдохновляют как на дальнейшие активные действия в отдельно взятой библиотеке, так и на совместное творчество.

Как же возникла идея о создании Ассоциации?

Решение о создании Ассоциации молодых библиотекарей Урала было принято в результате работы Слёта, был избран Совет, в состав которого вошла и я, а также Председатель Совета (Валентина Загайнова, г. Невьянск). Мы определили цели, задачи и основы деятельности Ассоциации, утвердили проект Устава и наметили первые шаги. Было удивительно и одновременно радостно, что мы можем это – заявить о себе, о своей работе.

Радостно оттого, что мы увидели людей, которые так же как мы, любят своё дело и хотят, чтобы оно продвигалось. Несмотря на то, что мы из разных городов, библиотек и даже ведомств, цель нашей работы одна – доказать, что библиотеки не только живы, но и развиваются, стремятся обеспечить своим читателям разнообразную, увлекательную, умную жизнь в мире чтения.

Даша, позвольте Вас поздравить с избранием в Совет Ассоциации молодых библиотекарей Урала, пожелать творческой энергии, всяческих успехов и удачи!

Подробнее...

Интервью брала заведующая ОМО Давыдова О.П.

Ссылки по теме:

Ассоциации Молодых библиотекарей Урала быть // Мышь Библиотечная: Блог К. Ефимовой

Напишу о главном // Библиотеки на Урале: Корпоративный блог Свердловской области


ПечатьE-mail

Олефир С. В. Хороший год для чтения: так можно охарактеризовать 2007 год и все, за ним следующие /С. В. Олефир, О. П. Давыдова

Вектор образования. – 2007. - №12. – С. 7

Возрождение традиций семейного чтения: сохранение и развитие культуры чтения, просвещение родителей в области детского чтения, привлечение молодых родителей и к руководству чтением – ведущее направление деятельности централизованной системы, объединившей детские и школьные библиотеки Озерска.

Самая читающая семья

В 2007 году в Озерске для семей, где дети и родители читают, прошел Марафон «Самая читающая семья». Участники боролись за победу почти год. Они заполняли анкету «Чтение - праздник души», посещали цикл субботних мероприятий в Детской библиотеке (праздники «Вместе весело читать», «Волшебная страна Линдгрен», «Всей семьей в библиотеку», литературный час «С днем рождения, Корней Иванович!» обзор «Читаем вместе»), писали мини-сочинения «Почему мы с мамой (папой, бабушкой, дедушкой) ходим в библиотеку», выполняли творческие работы (поделки, рисунки, отзывы о прочитанных книгах), при необходимости получали консультации по семейному чтению.

Важную роль в привлечении к участию в Марафоне читающих семей своих школ сыграли школьные библиотекари. В мае 2007 года участники вышли на финишную прямую, состоялся заключительный общегородской праздник «Всей семьей в библиотеку», где определились семьи-лидеры.

Фестиваль чтения

Одним из самых ярких семейных читательских праздников стал IV Фестиваль летнего чтения «Сказочница из Стокгольма», посвященный 100-летнему юбилею Астрид Линдгрен. Обычно летний фестиваль проходит в Детском парке, но дождливый день изменил планы и любители книги собрались в читальном зале нашей детской библиотеки. Он вместил всех: команды городских школьных лагерей, которым предстояло пройти 5 этапов увлекательной игры «Карлсон, Пеппи и все-все-все»; школьников, готовых в каникулы веселиться, шалить, радоваться с героями Астрид; родителей с малышами-дошкольниками. Все гости участвовали в конкурсах, играли и танцевали на «детскотеке», даже бабушки. По путевым листам команды городских лагерей школ №23, №24, №27, №33, №38 вместе со школьными библиотекарями преодолевали этап за этапом: «Вилла «Курица», «Замок разбойников», «Проделки Эмиля», «Сюрпризы от Карлсона», «Тропинка заветных желаний». Шуточные конкурсы, литературные викторины и призы ждали ребят. Фестиваль летнего чтения стал праздником встречи с любимыми героями неугомонной шведской сказочницы, дал шанс узнать новое, от души повеселиться, увлечься Книгой.

В день ее столетия в Озерске родился один мальчик и четыре девочки. В подарок от библиотеки они получили книги для младенцев и рекомендации, что читать малышам.

Мы и книга

Озерчанам стали привычны традиционные конкурсы детских творческих работ, в каждом из них принимают участие сотни юных читателей. Сколько радости вызывают собственные строчки, опубликованные в сборниках детских работ по итогам каждого конкурса. Сборники хранятся в каждой школьной библиотеке, а в семьях – это непременный предмет гордости родителей.

В этом году конкурс носил название «Мы и книга». В конкурсе приняли участие 560 человек: 166 дошкольников, 374 школьника и 20 взрослых. На суд жюри поступили 592 творческие работы: литературные (сочинения, отзывы, сказки, письма литературным героям, эссе, дневники), художественные (иллюстрации, портреты) и прикладные (аппликации, батик, оригами, вышивка, бисероплетение, лепка, игрушки и т. д.). Все работы были высокого уровня, соответствовали предложенным номинациям: «Я с книгой открываю мир», «Читать не советую», «Я читаю про Озерск», «Книга творит чудеса». Такой результат стал возможен благодаря помощи юным конкурсантам со стороны педагогов, школьных библиотекарей и родителей.

В номинации «Я с книгой открываю мир» (298 литературных работ) были представлены не только художественные книги, но и научно – популярные (этикет, история, театр), а также энциклопедии. Широк круг имен писателей - классиков детской, русской и зарубежной литературы, а также современных авторов. Жюри покорили 2 коллективные работы, авторами которых стали педагоги, учащиеся и их родители. Первая - это пособие для заботливых родителей «Прикоснитесь к книге» (школа № 27): детские сочинения о полюбившихся книгах; перечень книг детского «Ордена славы»; тексты для чтения в семье, список «1000 лучших книг» и др. Вторая работа - сборник сочинений детей и родителей по книге А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (школа № 24) поразила схожестью мыслей двух поколений: «…надо учиться понимать друг друга: дети родителей, а родители детей».

Конкурс завершился в самый разгар Недели детской и юношеской книги. Сюрпризом для всех стала встреча с известным уральским детским поэтом Николаем Петровичем Шиловым. Именно из его рук победители в литературных номинациях получали свои награды. Часть литературных работ была отправлена на областной открытый конкурс литературного творчества детей и юношества «Волшебная строка» в город Екатеринбург. Среди имен победителей - имена озерских школьников.

Родительское собрание… в библиотеке

Одна из форм сотрудничества с семьей ЦСДШБ г. Озерска – родительские собрания в детской библиотеке. Они стали традиционными давно, но особенно интересными именно в 2007 году.

Вопреки первоначальным опасениям, на собрание приходят практически все приглашенные, наибольший интерес проявляют родители малышей. Классные руководители и школьные библиотекари помогают помогают созать рекламу встрече. Многие взрослые оказываются в нашей библиотеке впервые, но уже при заполнении анкеты «Чтение – праздник души», начинают интересоваться современными возможностями библиотеки и вопросами чтения. Самые активные участники процесса приобщения детей к чтению, согласно опросам, это мамы и бабушки. Они знакомятся с рекомендательными списками и планам чтения, некоторые обращаются за индивидуальными консультациями по чтению.

Читательский марафон

В этом учебном году в Челябинской области для детей, проживающих на территориях действия ПО «Маяк», реализуется немало интересных проектов, направленных на привлечение детей к чтению, на развитие литературных традиций.

Примечательно, что впервые проекты, направленные на развитие культуры чтения и детского творчества, поддержаны Федеральным агентством по атомной энергии. Росатом поддержал замечательный проект «Читательский марафон», позволивший детям Озерска и еще 12 городов Челябинской области познакомиться с творчеством современных детских писателей Южного Урала.

7 ноября во Дворце творчества детей и молодежи руководители челябинского издательства Марины Волковой вместе с авторами сборника «От 7 до 12. Писатели Южного Урала - детям» провели незабываемую презентацию книги. На встрече поэты читали свои стихи, а дети – рисовали к ним иллюстрации.

Второй проект – «Южный Урал – глазами детей» призван способствовать повышению творческого потенциала детей. Прямое общение детей с мастерами искусств Урала – поэтами, писателями и художниками – поможет, как надеются организаторы, «формированию творческой индивидуальности юных поэтов, приобретению опыта поэтического общения». 14 ноября творческий марафон привел в Озерск двух известных челябинских поэтов – Николая Ивановича Годину и Ирину Марковну Аргутину. Всем нам хотелось бы, чтобы творческие мастерские с профессиональными авторами стали бы доброй традицией.

Если, молодежь не любит читать – не надо винить в том ни телевизор, ни современность, ни школу. Надо открыть ребенку замечательный мир книг. Заканчивающийся 2007 год был в России Годом чтения. Много хороших и интересных дел сделано в нашей области за этот период. Но чтобы на останавливаться на достигнутом, Уральская библиотечная ассамблея приняла решение продолжить работу этого года в следующем, объявив 2008 год Годом семейного чтения. Город Озерск уже готов к этому.

03.03.2008

ПечатьE-mail

Костинская В.А. Портрет Соловья-разбойника

Библиотека в школе – Первое сентября. – 2007. - №11 (191), 1-15 июня. – С.10-11.

«Творчество», «творческая личность», «развитие творческой личности»… Этими понятиями пестреют сейчас страницы педагогической и библиотечной периодики, методических пособий. И это не случайно. Способность к творчеству - важнейшее качество современного человека.

Исследования, проведенные психологами, показывают, что мы, взрослые, мыслим стандартно, ординарно, что лишь у 3% взрослого населения сохраняет способность к творчеству; у 5 – 6 летних детей этот процент равен 30, а от природы, как считают многие психологи, все дети – творцы. Вспоминается высказывание Антуана де Сент-Экзюпери: «Глина, из которой ты слеплен, высохла и затвердела, и уже никто и ничто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта или поэта, или астролога, который, быть может, жил в тебе когда-то». Согласитесь, слова – предупреждения именно нам, взрослым, работающим с детьми. Глину души человеческой надо лепить пока ум ребенка гибок, пока он восприимчив ко всему открытому перед ним богатству мира.

Практика последних лет показывает, что важную роль в творческом развитии наших читателей играют программы дополнительного образования и циклы занятий, разработанные специалистами детской библиотеки, которых более двадцати. Несмотря на разнообразие направленности (литературное развитие, краеведческое, патриотическое, экологическое, эстетическое воспитание и т. д.), целей и задач, всех их объединяет активное использование методов, приемов, форм деятельности, стимулирующих детское творчество, как ответной реакции на прочитанное. Приведу несколько примеров.

Много лет популярностью пользуется программа эстетического развития младших школьников «Азбука искусств», на занятиях которой ребята знакомятся с миром прекрасного: изобразительное искусство, музыка, театр, киноискусство и т. д. Какую роль в этом играют книги? Самую наиглавнейшую. Дело в том, что разговор об искусстве с юными читателями начинается с чтения книг. Именно они помогают детям запомнить необходимые термины, важные факты, имена великих людей и названия произведений. Кроме того, книги служат посылом к дальнейшему творчеству, но уже детскому. Как же это происходит?

«Я люблю родную землю» - так называется одно из мероприятий программы, в ходе которого ребята знакомятся с жизнью и творчеством русского художника-пейзажиста Алексея Кондратьевича Саврасова, его картиной «Грачи прилетели», понятиями «пейзаж», «пейзажная живопись», «художник–пейзажист». Особое внимание в разговоре уделяется тому, что пейзаж – это средство передачи чувств, эмоций, настроения и мыслей художника, а также его своеобразная характеристика. Весь этот большой объем знаний очень доступно изложен в книге Надежды Шаниной «Я люблю родную землю». Саврасову А. К. посвящены рассказы «Скорее в лес – фиалки уже распустились!», «Грачи прилетели», с зачитывания первого и начинается встреча.

В процессе обсуждения прочитанного ребята отмечают, что Саврасов очень добрый, ранимый, беззаветно любящий природу человек, восторженно замечающий все даже самые незначительные изменения в природе. Вопрос: «А такой ли Саврасов в своем творчестве?», - не вызывает затруднения. Юные читатели при описании самой известной картины этого художника «Грачи прилетели» сходятся во мнении: художник так построил свой пейзаж, что хочется рассматривать его подробно - каждый предмет, каждую деталь, все в ней значимо, а главное она звучит. Ребята с удовольствием прямо на уроке фантазируют, о чем разговаривают суетливые грачи, что могут рассказать стройные березы, освободившаяся от снега земля и т. д. Образы, нарисованные словами, мыслями, впечатлениями, в виде домашнего задания перекладываются на бумагу в сочинениях на тему «О чем рассказали грачи?».

Выполнение творческих заданий на основе прочитанного - неотъемлемая часть программ исторической направленности «Уважены за имя», «Россия в наследство». Занятия по программам предусматривают поиск, активность детей, их стремление делать открытия.

Например, на занятии «Муромское чудо» ребята знакомятся с историей открытия жанра «былина», его особенностями и построением, с образом и подвигами славного богатыря Ильи Муромца. Главное место в ходе занятия отводится чтению былины «Илья Муромец и Соловей – разбойник». Вопросов, возникающих в процессе обсуждения этого произведения, - множество, но наибольший интерес у ребят вызывают вопросы: «Илья Муромец, Владимир Красное Солнышко – исторические персонажи или выдуманные, если да, то когда они жили?», «Каким вы представляете себе Соловья – разбойника? Найдите описание этого героя в тексте». Выясняется, что на первый вопрос ребята смогут ответить только тогда, когда проведут книжное расследование. При поиске ответа на второй вопрос, выясняется, что в тексте описания Соловья – разбойника нет, есть только факты из жизни (жена, род разбойничий). Поэтому ребятам предлагается создать и нарисовать этого загадочного героя.

Вовлечь в атмосферу творчества как можно больше детей и подростков нам удается, проводя ежегодно городские конкурсы. Год от года число участвующих в них растет, к школьникам присоединились дошкольники, старшее поколение озерчан: родители, бабушки и дедушки. Своеобразный рекорд был поставлен в 2005 году: более 650 участников, более 700 работ. Почему такой отклик?

Во-первых, достаточно высокий статус детской библиотеки среди озерчан. Во-вторых, четкая, проверенная временем, организация процесса, где важное место отводится проблеме информированности о предстоящем конкурсе юных читателей, школьных библиотекарей, специалистов Управлений культуры и образования, администраций школ, педагогов, воспитателей и родителей. И в этом все средства хороши: индивидуальные беседы, анонс во время проведения массовых мероприятий, стендовая информация, издание информационного бюллетеня «Библиовестник», выступления на совещаниях, педсоветах, методических объединениях учителей – предметников, родительских собраниях, реклама в СМИ и т. д.

Каков результат нашей работы, вы уже знаете.

Запуская новый конкурс, мы каждый раз находимся в радостном ожидании чего-то нового и неожиданного. За каждой творческой работой - юный читатель с его думами, мечтами, фантазиями. Знакомство с работой – знакомство с человеком. Кто-то открыл в себе талант сочинительства, кто-то попытался передать свои мысли и чувства через краски и рукотворчество, а в ком-то уже живет литературный критик. Хотя не обходится без заорганизованности, шаблонности, графоманства, простой неаккуратности, и в этом не всегда виноваты дети. Такое случается, но уже тот факт, что при сильнейшей загруженности (школьные мероприятия, олимпиады, секции, кружки) они все-таки нашли время для книги, вдохновения и творчества – говорит о многом!

Нас ободряет уровень творческих работ наших читателей – он в целом очень высокий. Об этом свидетельствуют победы озерских ребят в конкурсах областного, межрегионального и всероссийского уровня. Кстати, Свердловкая областная библиотека для детей и юношества - организатор открытого конкурса литературного творчества для детей и юношества «Волшебная строка», познакомившись с отзывами и сочинениями юных читателей Озерска, ввела новую номинацию «Гениальный читатель».

Что касается победителей и активных участников наших конкурсов, то мы их чествуем, вручая дипломы, грамоты и подарки на заключительных праздниках в Неделю детской книги. По итогам каждого конкурса мы стараемся издать сборник творческих работ ребят, и пока нам это удается. Видели бы вы, как начинают гореть детские глаза, когда вместе с подарками вручается небольшая книга, где напечатана их работа.

Закончить свою статью мне хочется словами В.А.Сухомлинского: «Дети должны жить в мире творчества». Поэтому сотрудники ЦСДШБ находятся в постоянном поиске новых форм и методов по творческому развитию наших читателей, чего желаем и Вам.

16.10.2007

ПечатьE-mail

Кузнеченкова Н.Г. Простые идеи для непростых детей

Библиотека в школе - Первое сентября. - 2007. - №10 (190), 16-31 мая. - С.41

Прежде чем описать собственно идеи, небольшая преамбула: я работаю в специальной школе открытого типа для детей с девиантным поведением.

Что же отличает этих детей от других, кроме асоциального поведения? Как читатели, они обладают очень слабой техникой чтения, зачастую на уровне начальной школы, интересы не сформированы или утеряны под давлением бытовых или социальных обстоятельств.

Что же делать, как привлечь в библиотеку таких особых подростков? Чисто библиотечные формы – уроки, беседы, обзоры, даже громкие чтения – практически не работают. Приходится искать формы, где книга выступает опосредованно.

Уже четвертый год на базе школьной библиотеки работает клуб «Твой выбор». Это «творческая лаборатория» для детей и взрослых. Задача клуба - через сотрудничество и совместную деятельность детей, воспитателей, учителей (при необходимости и возможности – родителей) создать атмосферу доверия и творчества, дать возможность ученикам реализовать себя, стать активными читателями и помощниками библиотеки.

Так какие же формы вызывают интерес и заставляют этих ребят обращаться к книге? Прежде всего – активные! Так, готовясь к юбилею родного города, мы оформили стенд «Старые фотографии молодого города». Вместо подписей фотографии обозначили цифрами. Город очень изменился, и чтобы узнать знакомые места надо было потрудиться: поработать с различными изданиями и буклетами, выбрать дополнительную информацию (год постройки, архитектор, значение того или иного памятника). Эта фотовикторина проходила в каждом классе, и ребята проявили активность и истинную заинтересованность в результатах, нам же был важен сам процесс.

Настоящее удовольствие от общения с ребятами (нашими, девиантными!) получили мы и в другой игре: «Прощай и здравствуй, старое кино!» На видеопленку записали отрывки из кинофильмов прошлых лет, причем непременным критерием отбора фильмов был литературный первоисточник. Вопросы викторины были составлены так, чтобы была необходимость обратиться именно к книгам: Ж. Верна, Стивенсона, Андерсена…

Клуб существует четвертый год, и у нас появились свои традиции. Одна из них – новогодний спектакль, где актеры – дети и взрослые. Может быть, спектакль – это чересчур громко сказано, скорее – театрализованное представление. Все - от сценария до костюмов, делаем своими руками. Книгу обязательно берем в помощники, но стараемся не забыть современные «веяния», о чем говорят и названия этих праздников: «Новогодний кастинг», «Собачья тусовка под Новый год» и т. д. Что делать, приходится учитывать специфику подросткового возраста необычных детей…

Очень результативной оказалась выставка «Лики современности» по проектам Е. Рождественской «Ассоциации и фантазии». Рассматривая картины художников прошлого и фото, сделанные Екатериной Рождественской, ребята пытались угадать черты известных современников: телеведущих, спортсменов, актеров театра и кино. Радость узнавания была очень искренней, а вот словарного запаса явно не хватало…

Были у нас попытки провести и серьезное мероприятие. Особенно удалась, на наш взгляд, литературно-музыкальная композиция «Письма с фронта». В костюмах «военного времени», взяв в руки солдатские треугольнички писем, ребята зачитывали живые строки подлинных писем. Пели песни военного времени, вместе с приглашенными ветеранами и солдатами военной заставы. И может быть, вообще впервые в жизни задумались наши подростки о войне и Родине.

Планов и идей много. Будем рады, если хоть некоторые из представленных кому-то понравятся, «придутся ко двору».

16.10.2007

ПечатьE-mail

Ордина Ж.Е. Закажите педсовет: Информационные педагогические советы

Библиотека в школе – Первое сентября. – 2007. - №10 (190), 16-31 мая. - С.35-37

Деловое, творческое сотрудничество педагогов и библиотекарей сложилось в ЦСДШБ с самого начала ее образования.

За 25 лет успешного существования системы, формы взаимодействия школы и библиотеки развивались и совершенствовались.

Изначально они были традиционны: педсоветы и методобъединения (или, как они ранее назывались, - секции учителей-предметников), на которых давалась информация о литературе в помощь воспитанию и обучению учащихся. Точкой отсчета в приобретении серьезного и конструктивного опыта общения с учительской средой стало информационно-аналитическое совещание сотрудников ЦСДШБ и администрации школ города (неофициально – День Директора), состоявшееся в 1982 году.

Цель нашей первой встречи – познакомить администрацию школ города с итогами работы ЦСДШБ за 2 года, обсудить основные направления дальнейшей совместной работы, найти выход из некоторых затруднительных ситуаций (положений). Готовясь к совещанию, мы руководствовались следующими соображениями:

Во-первых, как руководитель учебного процесса в школе и главное лицо в создании базы и обстановки для осуществления учебного плана, директор должен хорошо понимать значение позитивно и грамотно работающей библиотеки, тесно сотрудничать с ней в разработке планов развития школы в сфере информационной грамотности и программ пропаганды чтения.

Во-вторых, нам хотелось попробовать понять директора, посмотреть на себя и свою работу глазами не специалиста библиотечного дела, а человека, который видит все по-другому, которому библиотечная работа кажется, порой несложной, незначительной, ему просто некогда видеть все самому. Надо умело показать себя и свою работу, ведь директор – педагог, а настоящий педагог обязательно оценит профессионально и тактично предложенную информацию. И, когда устанавливается доверие, взаимопонимание, возникает и обратная связь, столь желательная и необходимая в дальнейшей совместной работе.

Первая встреча была весьма представительной. В ней приняли участие и заместитель главы города, зав. ГОРОНО, работники городского финансового отдела. В своих выступлениях они признали опыт централизации положительным. Сотрудники библиотеки подготовили обзор совместной работы школ и ЦСДШБ, представили системы информационно-библиографической и методической помощи руководителям детским чтением, провели подробный анализ комплектования программной литературой, литературой по внеклассному чтению, педагогическими материалами.

Директорам была предложена экскурсия по библиотеке, выдан пакет документов, регламентирующего и информационного характера. Значимость и эффективность этой встречи были очевидны.

На последующих встречах коллектив ЦСДШБ представлял авторские программы дополнительного образования, по-прежнему, актуальными оставались вопросы организации библиотечного обслуживания детского населения города, привлечения к чтению, комплектования и сохранности книжного фонда, информационные потребности и информационная культура пользователей библиотеки.

Участников совещаний заинтересовал опыт совместной работы педколлектива с библиотекой, которым делились директора ряда школ, проявляли они внимание и к документам правового, регламентирующего характера.

Последнее (5-е) информационно-аналитическое совещание «Детская библиотека и школа: практика и проблемы сотрудничества» состоялось в апреле 2002 года. Особенность этого совещания – внедрение инновационных моделей работы: разработка и реализация новых программ дополнительного образования, информационные технологии в поддержку образования и самообразования, это и медиатека, как новая реальность информационного сервиса.

Мы еще раз напомнили административному аппарату школы то, что поставленные задачи, как краткосрочные, так и долгосрочные, рациональны и достижимы.

Замечу, что первые встречи психологически оказались для нас нелегкими, напряженными. От нас требовались: четкая организация совещаний, убедительность и обоснованность своих позиций, деликатность и внимание к аргументам и предложениям гостей.

Нам в свою очередь нужны были поддержка, понимание, одобрение, желание сотрудничать. И, сегодня, когда наши взаимоотношения регулируются Договорами о некоммерческом взаимодействии между двумя юридическими лицами - МУК ЦСДШБ и МОУ средней общеобразовательной школы - мы это очень тонко чувствуем и дорожим уважительными, доверительными, искренними отношениями.

Следующим шагом в построении системы взаимодействия со школами – по аналогии с Днем директора – стало Совещание зам. директоров по воспитательной работе, сотрудничество с которыми обязательная составляющая в решении главной задачи детской библиотеки – создание для детей благоприятной среды развития, формирование потребности в чтении, информационных потребностей (запросов), организация осмысленного, духовного наполненного досуга.

Основной задачей совместной деятельности библиотекаря и зам. директора является совместное планирование мероприятий по работе с информационными ресурсами библиотеки в помощь учебному процессу.

Деятельность библиотекаря и зам. директора соответствует целям воспитания и образования в школе, определяет степень ответственности и обязательности каждого участника в реализации программы чтения учащихся школы.

А что такое или кто такой «читающий ребенок»?

Читающий ребенок – это счастливый человек. Читая, он сумеет прожить не одну, а тысячу жизней.

Читающий ребенок владеет богатствами родного языка, у него образная, грамотная речь.

Читающий ребенок – личность, способная удивить даже близкого человека.

Читающий ребенок будет здоров. Не зря над дверью библиотеки в Фивах было написано «Место, где лечат душу».

Читающий ребенок сумеет избежать вот такого типа образования 21 века – возрастающий интеллект при обнищании духа.

Именно это случается, когда нарушается органичная связь между образованием и воспитанием. А лучшим инструментом воспитания души всегда являлось чтение художественной литературы.

Школа и библиотека имеют общие цели – дать стандартное образование и развить индивидуальность каждого человека. И здесь библиотекари и педагоги – союзники, которые должны объединить свои усилия для достижения этих целей.

Мы понимаем, что являемся свидетелями происходящих изменений в процессах образования: идет интенсивный поиск в области его содержания. Школы ищут новые идеи, пути, подходы к улучшению качества обучения. Модернизация учебного процесса требует необходимых ресурсов, среди которых значимое место занимают библиотека и ее сотрудники. И в этой связи очень важно, еще раз подчеркну, объединение позиции библиотекарей и позиции педагогов в решении проблемы создания эффективного образовательного пространства.

    Разрабатывая новую форму сотрудничества, мы определили ряд задач:
  • Акцентировать внимание педагогов и вопросам чтения учащихся, привлечения их в библиотеки, обучения информационной культуре, помочь в поиске форм, способствующих возрастанию привязанности детей к чтению. Здесь мы исходили из того, что педагоги принимают участие в развитии и оценке информационных навыков, информационных знаний учащихся, поощряют чтение учащихся.
  • С возрастанием объема самостоятельной работы школьников, библиотека становится одним из основных помощников и партнеров учителя и работает на обеспечение учебного процесса школы, но не все педагоги имеют полное представление о возможности использования библиотеки как информационной базы учебного процесса, поэтому и ставится задача- представить педагогам информационные ресурсы, не только расширяющие их предметные знания, улучшающие методики обучения;но и предназначенные учащимся.
  • Готовы мы были и к тому, чтобы раскрыть перед учителями то новое, чем располагает библиотека и напомнить о хорошем, старом, чтобы потенциал библиотеки был ими максимально и эффективно использован.

И, конечно, нам было необходимо научиться профессионально, продуманно выстраивать партнерские отношения.

Как мы готовим педсовет?

    Информационные педсоветы готовились (и продолжают готовиться) индивидуально для каждой школы. Предварительно мы сделали следующее:
  • составили картину чтения учащихся школы,
  • определили информационные запросы учащихся и педагогов,
  • сделали анализ использования и активности участия в программах дополнительного образования, комплексах мероприятий, предложенных ЦГДБ,
  • подобрали пакет документов – информационный буклет и статистические таблицы, характеризующие объем и направления работы ЦСДШБ со школами города.

Предприняли мы и попытку создать «портрет» школы: каковы особенности учебного и воспитательного процесса, школьные традиции, как складываются взаимоотношения с библиотекой, как откликается она на наши предложения о сотрудничестве и т.д.

На информационных педсоветах мы представляли библиотеку во всем многообразии информационных возможностей и эффективном их использовании в педагогической деятельности. Таким образом, мы предлагали помощь в освоении информационного пространства библиотеки, при этом уточняли, какая из видов информации в данном случае лучше соответствует потребностям читателей. Библиотекари подчеркивали мы, как верные партнеры во всех педагогических начинаниях, инновациях, никогда не останутся равнодушными к работе педагога, при этом их влияние должно быть только положительным и конструктивным.

Как мы выстроили свое общение с педагогическим коллективом школы?

    В своих выступлениях сотрудники библиотеки обозначили основные направления в работе библиотеки, представили программы дополнительного образования «Основы информационной культуры», «Школа юного краеведа», «Школа социального успеха», «Твои права» с комментариями об участии в них данной школы, дали информацию о книжных материалах и медиаресурсах. При этом принималось во внимание то, то цели использования учителями полученной информации могут быть разнообразными:
  • для подготовки к уроку, внеклассному часу, педсовету, внешкольному мероприятию:
  • для самообразования, удовлетворения собственных интересов;
  • для удовлетворения интересов учащихся;
  • для подготовки к родительскому собранию (очень важно донести до родителей значение чтения и библиотеки) и так далее.

По просьбам некоторых школ на информационных педсоветах было уделено внимание вопросам комплектования школьных библиотек, новым информационным технологиям. Педагоги побывали в Интернет-классе, Медиацентре, Отделе педагогической информации, знакомились с материалами, представленными на выставках.

Временные рамки педсовета составили 2-3 часа. Сообщения длились от 10 до 15 минут, Вся информация сотрудников библиотеки уложилась в один час, остальное время было посвящено знакомству с отделами библиотеки отдел и работе в них.

Безусловный интерес вызывала у нас реакция педагогов на предложенную им форму сотрудничества. Разумеется, степень заинтересованности была различной, но воодушевляло то, что равнодушия мы не ощутили, более того, у некоторых школ возник такой неподдельный интерес к предстоящей встрече, что они приняли участие в ее подготовке. Так, например, директор одной из школ предварительно встретился с организаторами информационного педсовета, внимательно ознакомился с его программой, обошел всю библиотеку и дал дельные советы по организации встречи. С программой информационного педсовета знакомились все школы, но такой обстоятельный подход нас очень порадовал и обнадежил.

На информационных педсоветах мы готовы были выслушать все пожелания педагогов относительно политики развития библиотеки, стратегии дальнейшего нашего взаимодействия, так как понимали, что гармонично складывающиеся партнерские отношения – гарантия общего успеха.

Форму «информационный педсовет» мы успешно используем с различными группами руководителей детским чтением. Так, например, у нас работали классные руководители, воспитатели групп продленного дня, педагоги дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования. Ежегодно у нас бывает от трех до пяти таких встреч.

Содружество педагога и библиотекаря в развитии детского чтения проверено временем. Мы стремимся к тому, чтобы наше сотрудничество было еще плодотворнее, чтобы к замечательным словам Симона Соловейчика «Вы блестящий учитель, у вас прекрасные ученики», можно было добавить «Вы удивительный библиотекарь, у Вас талантливые читатели!»

16.10.2007

ПечатьE-mail

Память войны

ekologiya

Министерство культуры Российской Федерации  Минобрнауки России  Министерство культуры Челябинской области  Министерство образования и науки Челябинской области  Официальный сайт администрации Озерского городского округа  Управление культуры администрации Озёрского городского округа  Театр Наш дом