Ордина Ж.Е. Закажите педсовет: Информационные педагогические советы

Written on . Posted in Мы пишем, о нас пишут

Библиотека в школе – Первое сентября. – 2007. - №10 (190), 16-31 мая. - С.35-37

Деловое, творческое сотрудничество педагогов и библиотекарей сложилось в ЦСДШБ с самого начала ее образования.

За 25 лет успешного существования системы, формы взаимодействия школы и библиотеки развивались и совершенствовались.

Изначально они были традиционны: педсоветы и методобъединения (или, как они ранее назывались, - секции учителей-предметников), на которых давалась информация о литературе в помощь воспитанию и обучению учащихся. Точкой отсчета в приобретении серьезного и конструктивного опыта общения с учительской средой стало информационно-аналитическое совещание сотрудников ЦСДШБ и администрации школ города (неофициально – День Директора), состоявшееся в 1982 году.

Цель нашей первой встречи – познакомить администрацию школ города с итогами работы ЦСДШБ за 2 года, обсудить основные направления дальнейшей совместной работы, найти выход из некоторых затруднительных ситуаций (положений). Готовясь к совещанию, мы руководствовались следующими соображениями:

Во-первых, как руководитель учебного процесса в школе и главное лицо в создании базы и обстановки для осуществления учебного плана, директор должен хорошо понимать значение позитивно и грамотно работающей библиотеки, тесно сотрудничать с ней в разработке планов развития школы в сфере информационной грамотности и программ пропаганды чтения.

Во-вторых, нам хотелось попробовать понять директора, посмотреть на себя и свою работу глазами не специалиста библиотечного дела, а человека, который видит все по-другому, которому библиотечная работа кажется, порой несложной, незначительной, ему просто некогда видеть все самому. Надо умело показать себя и свою работу, ведь директор – педагог, а настоящий педагог обязательно оценит профессионально и тактично предложенную информацию. И, когда устанавливается доверие, взаимопонимание, возникает и обратная связь, столь желательная и необходимая в дальнейшей совместной работе.

Первая встреча была весьма представительной. В ней приняли участие и заместитель главы города, зав. ГОРОНО, работники городского финансового отдела. В своих выступлениях они признали опыт централизации положительным. Сотрудники библиотеки подготовили обзор совместной работы школ и ЦСДШБ, представили системы информационно-библиографической и методической помощи руководителям детским чтением, провели подробный анализ комплектования программной литературой, литературой по внеклассному чтению, педагогическими материалами.

Директорам была предложена экскурсия по библиотеке, выдан пакет документов, регламентирующего и информационного характера. Значимость и эффективность этой встречи были очевидны.

На последующих встречах коллектив ЦСДШБ представлял авторские программы дополнительного образования, по-прежнему, актуальными оставались вопросы организации библиотечного обслуживания детского населения города, привлечения к чтению, комплектования и сохранности книжного фонда, информационные потребности и информационная культура пользователей библиотеки.

Участников совещаний заинтересовал опыт совместной работы педколлектива с библиотекой, которым делились директора ряда школ, проявляли они внимание и к документам правового, регламентирующего характера.

Последнее (5-е) информационно-аналитическое совещание «Детская библиотека и школа: практика и проблемы сотрудничества» состоялось в апреле 2002 года. Особенность этого совещания – внедрение инновационных моделей работы: разработка и реализация новых программ дополнительного образования, информационные технологии в поддержку образования и самообразования, это и медиатека, как новая реальность информационного сервиса.

Мы еще раз напомнили административному аппарату школы то, что поставленные задачи, как краткосрочные, так и долгосрочные, рациональны и достижимы.

Замечу, что первые встречи психологически оказались для нас нелегкими, напряженными. От нас требовались: четкая организация совещаний, убедительность и обоснованность своих позиций, деликатность и внимание к аргументам и предложениям гостей.

Нам в свою очередь нужны были поддержка, понимание, одобрение, желание сотрудничать. И, сегодня, когда наши взаимоотношения регулируются Договорами о некоммерческом взаимодействии между двумя юридическими лицами - МУК ЦСДШБ и МОУ средней общеобразовательной школы - мы это очень тонко чувствуем и дорожим уважительными, доверительными, искренними отношениями.

Следующим шагом в построении системы взаимодействия со школами – по аналогии с Днем директора – стало Совещание зам. директоров по воспитательной работе, сотрудничество с которыми обязательная составляющая в решении главной задачи детской библиотеки – создание для детей благоприятной среды развития, формирование потребности в чтении, информационных потребностей (запросов), организация осмысленного, духовного наполненного досуга.

Основной задачей совместной деятельности библиотекаря и зам. директора является совместное планирование мероприятий по работе с информационными ресурсами библиотеки в помощь учебному процессу.

Деятельность библиотекаря и зам. директора соответствует целям воспитания и образования в школе, определяет степень ответственности и обязательности каждого участника в реализации программы чтения учащихся школы.

А что такое или кто такой «читающий ребенок»?

Читающий ребенок – это счастливый человек. Читая, он сумеет прожить не одну, а тысячу жизней.

Читающий ребенок владеет богатствами родного языка, у него образная, грамотная речь.

Читающий ребенок – личность, способная удивить даже близкого человека.

Читающий ребенок будет здоров. Не зря над дверью библиотеки в Фивах было написано «Место, где лечат душу».

Читающий ребенок сумеет избежать вот такого типа образования 21 века – возрастающий интеллект при обнищании духа.

Именно это случается, когда нарушается органичная связь между образованием и воспитанием. А лучшим инструментом воспитания души всегда являлось чтение художественной литературы.

Школа и библиотека имеют общие цели – дать стандартное образование и развить индивидуальность каждого человека. И здесь библиотекари и педагоги – союзники, которые должны объединить свои усилия для достижения этих целей.

Мы понимаем, что являемся свидетелями происходящих изменений в процессах образования: идет интенсивный поиск в области его содержания. Школы ищут новые идеи, пути, подходы к улучшению качества обучения. Модернизация учебного процесса требует необходимых ресурсов, среди которых значимое место занимают библиотека и ее сотрудники. И в этой связи очень важно, еще раз подчеркну, объединение позиции библиотекарей и позиции педагогов в решении проблемы создания эффективного образовательного пространства.

И, конечно, нам было необходимо научиться профессионально, продуманно выстраивать партнерские отношения.

Как мы готовим педсовет?

Предприняли мы и попытку создать «портрет» школы: каковы особенности учебного и воспитательного процесса, школьные традиции, как складываются взаимоотношения с библиотекой, как откликается она на наши предложения о сотрудничестве и т.д.

На информационных педсоветах мы представляли библиотеку во всем многообразии информационных возможностей и эффективном их использовании в педагогической деятельности. Таким образом, мы предлагали помощь в освоении информационного пространства библиотеки, при этом уточняли, какая из видов информации в данном случае лучше соответствует потребностям читателей. Библиотекари подчеркивали мы, как верные партнеры во всех педагогических начинаниях, инновациях, никогда не останутся равнодушными к работе педагога, при этом их влияние должно быть только положительным и конструктивным.

Как мы выстроили свое общение с педагогическим коллективом школы?

По просьбам некоторых школ на информационных педсоветах было уделено внимание вопросам комплектования школьных библиотек, новым информационным технологиям. Педагоги побывали в Интернет-классе, Медиацентре, Отделе педагогической информации, знакомились с материалами, представленными на выставках.

Временные рамки педсовета составили 2-3 часа. Сообщения длились от 10 до 15 минут, Вся информация сотрудников библиотеки уложилась в один час, остальное время было посвящено знакомству с отделами библиотеки отдел и работе в них.

Безусловный интерес вызывала у нас реакция педагогов на предложенную им форму сотрудничества. Разумеется, степень заинтересованности была различной, но воодушевляло то, что равнодушия мы не ощутили, более того, у некоторых школ возник такой неподдельный интерес к предстоящей встрече, что они приняли участие в ее подготовке. Так, например, директор одной из школ предварительно встретился с организаторами информационного педсовета, внимательно ознакомился с его программой, обошел всю библиотеку и дал дельные советы по организации встречи. С программой информационного педсовета знакомились все школы, но такой обстоятельный подход нас очень порадовал и обнадежил.

На информационных педсоветах мы готовы были выслушать все пожелания педагогов относительно политики развития библиотеки, стратегии дальнейшего нашего взаимодействия, так как понимали, что гармонично складывающиеся партнерские отношения – гарантия общего успеха.

Форму «информационный педсовет» мы успешно используем с различными группами руководителей детским чтением. Так, например, у нас работали классные руководители, воспитатели групп продленного дня, педагоги дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования. Ежегодно у нас бывает от трех до пяти таких встреч.

Содружество педагога и библиотекаря в развитии детского чтения проверено временем. Мы стремимся к тому, чтобы наше сотрудничество было еще плодотворнее, чтобы к замечательным словам Симона Соловейчика «Вы блестящий учитель, у вас прекрасные ученики», можно было добавить «Вы удивительный библиотекарь, у Вас талантливые читатели!»

16.10.2007

Печать