Грани воспитания В.А. Караковского

Written on . Posted in Об Урале

karakovski Знаменитые педагоги-челябинцы: В.А. Караковский

В свой день рождения именинник обычно слышит о себе много добрых слов от людей, которые пришли на его праздник. А если день рождения отмечает целый город? Тогда говорят о достижениях. И обязательно – о тех людях, которые своим трудом и талантом прославили свой город на всю страну.

Одним из таких людей стал удивительный воспитатель, педагог-новатор Владимир Абрамович Караковский. И кому, как не нам, сотрудникам Отдела педагогической информации, рассказать о нем и о том, что необыкновенного он совершил в педагогике? За что молодого директора Первой челябинской школы пригласили в Москву да и оставили там руководить трудной окраинной школой? Почему Челябинск называют одним из трех городов, которые занимали «четкую коммунарскую позицию», сразу вслед за Москвой и Ленинградом?

…Учитель словесности – да такой, о каком легенды ходят. «Представьте, когда учитель литературы входит в класс и может хоть стихи, хоть прозу читать наизусть – моцартиански, играючи, художественно, ярко – то это производит колоссальное впечатление на учеников. Об искусстве с ними говорят языком искусства, а не литературоведческих статей», – сказал коллега Караковского Юлий Цейтлин.

…Директор школы – энергичный, неутомимый, мягкий и деликатный с коллегами, Караковский «владел очень трудным искусством: правильно – в интересах детей и школы – контактировать с непосредственным начальством, чиновниками. Я знаю, как непросто для него было убедить в чем-то этих людей, но он использовал всю мощь своего обаяния, ума, логики, чтобы у школы появилось все больше и больше возможностей», вспоминает учительница Альбина Николаева.

Коммунарский вожатый. Как только из Всесоюзного лагеря «Орленок» вернулись двое учеников и рассказали о новой методике, в основе которой лежит создание тесных уз «учитель-ученик», Караковский принял ее всей душой, потому что с самого начала рассматривал каждого ребенка с интересом, уважением и доверием – и дети ответили ему и его коллегам тем же.

Во времена, когда педагогическая мода отдавала формализмом – главным считалось оформление школы, антураж, – Караковский не хотел мириться с тем, что дети становились фоном профессии. Знаменитые весенние сборы, на которые учителя и ученики выезжали вместе, чтобы на равных трудиться и отдыхать, прогремели по всему Советскому Союзу.

Григорий Пейсахович, директор школы в Йошкар-Оле, рассказал: «Когда я вернулся в свою школу после этого сбора, то был совершенно раздавлен… На педсовете я сказал: друзья, мы побывали на другой планете, мы общались с инопланетянами!.. Так не бывает в жизни! Мы соприкоснулись с миром, в котором ребенок был счастлив. Мы увидели педагогов, которые были счастливы оттого, что общаются с этими детьми».

Двухэтажная пристройка к школе, с актовым залом, была построена руками педагогов и учеников. Знаменитый памятник погибшим ученикам, «Алеша», появился благодаря энтузиазму директора и самих школьников, и стал не менее популярным, чем «Орленок» на Алом поле. Школа номер Один стала лучшей и главной школой Челябинска. Поэтому никого не удивило, что Владимира Караковского вызвали в Москву и поручили ему сложную школу 825. Школу, очень скоро ставшую еще одним удивительным детским миром.

Сам Караковский не считает себя педагогом-новатором. Он просто делает свое дело и считает, что каждый должен поступать так же: «У каждого должна быть своя система воспитания. Нельзя навязывать всем одно».

Воспитание через коллективные творческие дела, традиции, коммунарский сбор. Душой этих трех «китов» и был Караковский. В его школе воспитание в учебном процессе и в социальной среде соединились в органичное целое. По Караковскому, стиль отношений детей и взрослых строится на сотрудничестве, демократичности и общей заинтересованности. И коммунарские сборы, и дидактический театр, и аукционы знаний, и научные экспедиции – все это результат постоянного поиска тех дел, которые объединили бы воспитателей и воспитанников в творческий разновозрастный коллектив.

Возможно, сила той педагогической системы, которую он создал, заключается в том, что люди, погрев души у этого огня, не могут оставаться такими же, как прежде, размышляет Г. Пейсахович. А учительница Светлана Васильевна Шухат продолжает:

«Я работаю в Первой школе Челябинска 33 года, но Владимир Абрамович, хотя он давно уже работает в Москве, постоянно со мной и с нашей школой. Все прекрасное, что он начал и создал, продолжается здесь до сих пор».

Деятельность В.А. Караковского очень хорошо освещена в сети Интернет, например, здесь: http://karakovski.msk.ru/

Прочитать о нем самом вы можете в сборнике воспоминаний:

Караковский Владимир / Под ред. Л. Каминской, Ю. Каминского. – М.: Логос, 2003. – 208 с. – (Педагогические вершины. Вып. 1).

Познакомиться с его системой – в книгах:

Воспитательная система школы: проблемы управления: очерки прагматической теории / ред. В. А. Караковский, ред. Л. И. Новикова. - М., 1997. - 110 с. - (Библиотека журнала «Директор школы»; № 6).

Караковский, Владимир Абрамович. Без звонка на перемену / В. А. Караковский. - Челябинск: Южно-Уральское книжное изд-во, 1977. - 176 с.

Караковский В. А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание!: теория и практика школьных воспитательных систем / Под ред. Н. Л. Селивановой. Изд. 2-е, доп. и перераб. – М. Педагогическое общество России, 2000. – 256 с.

Караковский, Владимир Абрамович. Стать человеком / В. А. Караковский. - М.: МП «Новая школа», 1993.

Все эти книги представлены на книжной выставке в отделе педагогической литературы.

Мальцева Т. В., библиотекарь

Печать