МКУК ЦСДШБ г. Озёрск
Централизованная система детских
и школьных библиотек г. Озёрска

Коренькова Т.Г. Как все начиналось: Централизация детских и школьных библиотек. 30-летний опыт взаимодействия

Библиотека в школе – Первое сентября. – 2007. - №10 (190), 16-31 мая. – С.4-6.

Озерск – закрытое территориальное образование (ЗАТО) в Челябинской области. Это город атомщиков, отсюда – закрытость и некоторые особенности, которые вы встретите в текстах. Городу 60 лет, а Центральной городской детской библиотеке скоро исполнится 50. Именно здесь, в Озерске, накоплен уникальный опыт межведомственной централизации детских и школьных библиотек. О нем слышали многие. Сейчас мы представляем его библиотечному сообществу России. Концепция оптимизации библиотечного обслуживания населения г. Озерска была разработана руководителями двух библиотек - Центральной городской и Центральной детской библиотеки в 1975 году после выхода известного Постановления ЦК КПСС "О повышении роли библиотек в коммунистическом воспитании трудящихся и научно-техническом прогрессе".

    Базовые положения концепции предусматривали:
  • В целях совершенствования качества библиотечного обслуживания населения города избрать межведомственный вариант централизации мелких библиотек на базе 2-х государственных библиотек.
  • Сохранить наиболее прогрессивный и перспективный принцип раздельного обслуживания взрослого и детского населения города.
    Не имея изученного опыта межведомственной централизации библиотек в России провести в городе централизацию в два этапа:
  • 1975-1980 гг. - в рамках эксперимента объединить библиотеки, обслуживающие детей на базе Центральной городской детской библиотеки. Опыт межведомственной централизации обобщать по мере накопления. Материалы предоставлять органам культуры и образования городского и министерского уровней;
  • 1980-1985 г.г. - провести межведомственную централизацию библиотек, обслуживающих взрослое население на базе Центральной городской библиотеки (мелкие технические, открытые специализированные и профсоюзные библиотеки).

После обсуждения концепции и глубокой проработки деталей Горисполком в ноябре 1975 г. принял соответствующее решение. В нем утверждалась программа эксперимента, сроки и условия объединения детских и школьных библиотек, условия финансирования, формы контроля.

Директорам 16 общеобразовательных школ была гарантирована добровольность участия в эксперименте. Первой в новых условиях начала работать школа - новостройка.

По условиям эксперимента администрация школы предоставляла Центральной городской детской библиотеке для организации филиала помещение, оборудование и мебель, телефон, освещение, отопление, уборку и охрану помещения (без оплаты). Кадры специалистов школьных библиотек входили в штат ЦГДБ. ЦГДБ за счет своих средств: формировала ядро библиотечного фонда и обеспечивала в дальнейшем его комплектование, обеспечивала подписку на периодические издания, вела библиотечно-библиографическое и информационное обслуживание учащихся школы и педагогического коллектива, проводила массовые мероприятия в помощь учебно-воспитательному процессу школы. Организовывала библиотечное обслуживание дошкольников микрорайона школы.

Контроль за ходом эксперимента осуществляли Отделы культуры и образования. Ежегодно на балансовых комиссиях Горисполкома анализировалась финансово-экономическая сторона. В город приезжали специалисты Министерств культуры и образования, курирующие города Минатома. Эксперимент получил положительную оценку на всех уровнях.

В 1979 г. было централизовано 6 школьных библиотек. Обе стороны признали взаимодействие бесконфликтным и продуктивным. С 1 января 1980 года решением Горисполкома наше учреждение было реорганизовано в "Централизованную систему детских и школьных библиотек". К этому времени было введено бесплатное обеспечение учебниками, и в школах накопился некоторый учебный фонд. Этот вопрос надо было решать. Финансирование и стратегию закупки учебников возложили на ГОРОНО и обязали ежегодно передавать закупленные учебники на баланс Централизованной системы. Детскую библиотеку обязали вести учет всех учебников, распределяемых по школьным библиотекам-филиалам, обеспечивать сохранность учебного фонда и предоставлять органам образования необходимую информацию. Эти взаимные обязанности действуют и сейчас.

Эффективность взаимодействия анализируется каждые 5 лет, совместно определяются задачи на следующий период:

1975-1979 гг. Создание единого библиотечного фонда, очищенного от непрофильной, устаревшей и ветхой литературы. Внедрение технологии свободного внутрисистемного книгообмена.

Формирование единого справочно-библиографического аппарата, каталогов и картотек. Школьные библиотеки получают литературу обработанной, с каталожными карточками.

Самое главное - сложился дружный, творческий коллектив специалистов, способный решать единые задачи. В последующие годы развитие и совершенствование деятельности "ЦСДШБ" шло по целевым программам, разработанным на 5 лет. На совещаниях директоров школ анализ деятельности за предыдущий период проводили директор или его заместители. Обсуждались задачи и перспективы совместной деятельности на последующий период.

1980-1985 г.г. Взаимодействие было направлено на 100%-ное привлечение учащихся к активному чтению. С тех лет ежегодно проводится анализ этой работы по школам и классным параллелям. Данные предоставляются администрации школ. На протяжении 25 лет этот показатель держится на уровне 99,8%.

1986-1990 г.г. Библиотека разработала и внедрила программу обучения учащихся 1-9 классов по основам библиотечно-библиографической грамотности. Администрация ряда школ нашла возможность обучать школьников по этой программе в режиме всеобуча. Занятия ведут школьные библиотекари и специалисты ЦГДБ.

1991-1995 г.г. ЦГДБ внедряла программу автоматизации библиотечных процессов. Все сложности, связанные с компьютеризацией, психологической адаптацией кадров к использованию новых технологий, созданием собственного программного продукта решали специалисты вновь созданного отдела автоматизации. Обучение на пользовательском уровне прошли и школьные библиотекари.

Автоматизированы процессы учета и каталогизации литературы, создана единая автоматизированная регистрационная картотека читателей, автоматизирован учет ежедневной статистики библиотеки, в т.ч. и учет массовых мероприятий. С результатами всей этой работы ознакомили директоров школ, но поверить в компьютеризацию школьных библиотек тогда было трудно. Городской бюджет испытывал сложности. Отдел образования обозначил как самую острую проблему обеспечения учителей методической литературой.

Наша центральная детская библиотека, учитывая свои финансовые возможности, предложила оптимизировать библиотечное и информационное обслуживание всех специалистов города, профессионально связанных с образованием, воспитанием и организацией досуга детского населения города следующим образом:

    Принять к себе фонд методической библиотеки ГОРОНО и открыть в помещении ЦГДБ отдел педагогической информации, форма обслуживания - читальный зал. Собрать по 1 экз. всех книг, необходимых специалистам, расширить ассортимент изданий, выписать максимум газет и журналов по педагогике, психологии, дефектологии, методике преподавания предметов и управлению образовательными учреждениями, обеспечить планомерное комплектование фонда отдела; создать карточный и электронный каталог на этот фонд;
  • оснастить отдел педагогической информации множительной техникой, компьютером, со временем обеспечить выход в Интернет;
  • поручить обслуживание пользователей высококвалифицированным специалистам-библиографам.

С нашим предложением согласились, но без дополнительно финансирования. Высокое качество информационного обслуживания учителей в специализированном отделе детской библиотеки сняло остроту проблемы с методическим обеспечением.

1996-2000 г.г. Разработана программа информатизации всей централизованной системы. Общая задача: формирование единого информационного пространства.

В самое тяжелое время экономических трудностей группа энтузиастов из ЦГДБ сумела методом создания проектов получить 10 грантов различных фондов, в т.ч. Института "Открытое Общество" (Фонд Сороса. Россия). Полученные средства и компьютерная техника позволили открыть в ЦГДБ компьютерный класс на 9 мест и Медиацентр. В этот же период шла компьютеризация школ.

В 1999 г. открыт Интернет-класс. Информационные возможности ЦГДБ возросли на порядок.

В 2000 г. опыт взаимодействия с учреждениями образования был обобщен и представлен на межрегиональной конференции "Библиотека и образование: проблемы информационной поддержки". Тема заинтересовала 48 библиотек России. 2001-2005 г.г. Период совершенствования взаимодействия в новых правовых условиях. В 2002 г. библиотека получила статус юридического лица; школы и внешкольные учреждения также получили юридическую самостоятельность.

Приоритетные задачи периода были обсуждены на "Дне директора школы". Библиотека предложила партнерам заключить двухсторонний договор о некоммерческом взаимодействии. В этом документе закреплялись традиционные взаимные обязательства и новые библиотечные и информационные услуги по выбору. Вот некоторые из них.

  • Проведение занятий для учащихся 1-11 кл. по новой программе дополнительного образования "Основы информационной культуры школьника". Большинство школ воспользовались этой возможностью и даже заказали нам элективный курс для 9 кл.;
  • Все школы избрали новую форму информационного обслуживания "Информационные педсоветы" и сразу провели их. В ЦГДБ на 2004\05 учебный год заказаны такие встречи с методическими объединениями учителей-предметников и классных руководителей;
  • Ряд школ пожелали провести в ЦГДБ родительские собрания "Книга и библиотека в жизни вашего ребенка". В Год детского чтения (2004г.) такие собрания проходили ежемесячно. Для многих школ они теперь традиционны.
  • На протяжении трех десятилетий по социальному заказу органов образования, отдельных школ и дошкольных учреждений специалисты ЦГДБ разработали 10 программ просветительской тематики. Занятия проходят во всех отделах библиотеки 1-2 раза в месяц. За учебный год мы принимаем 40-50 классов, групп продленного дня и до 20 групп дошкольников. Занятия бесплатные. Особым спросом пользуется программа "Школа юного краеведа", обеспечивающая региональный компонент по истории, географии, литературе и другим отраслям знания. Этот вид совместной деятельности тоже отражается в договорах.
  • Проведение городских литературных и творческих конкурсов согласуется с Управлением образования. С 2003 года проходит олимпиада "Информационная независимость" для 8-11 классов, включающая в себя Чемпионат по поиску информации в Интернет. Эти командные соревнования выявляют результативность наших занятий по программе "Основы информационной культуры школьника" и "Новые информационные технологии".
  • Компьютеризация школьных библиотек, комплектование их электронными носителями информации, предоставление доступа к Интернет, обучение школьных библиотекарей использованию информационных технологий оговариваются с администрациями конкретных школ.

2004 год – был объявлен в Челябинской области Годом детского чтения. Была разработана городская программа его проведения.

Учреждения культуры и образования и здесь работали во взаимодействии. Так были проведены научно-практические конференции: межрегиональная "Детская библиотека - гарант права ребенка на информацию" (ЦСДШБ), городские "Актуальные вопросы литературного образования и развития младших школьников", "Новые информационные технологии в образовании" (управление образования). Для школьных летних лагерей отдыха прошел первый городской Фестиваль детского чтения, ставший традиционным. В осенние каникулы подведены итоги акции семейного чтения "Лето с книгой".

Нас часто спрашивают: возможно ли использовать опыт межведомственной централизации в других регионах? Сейчас под руководством Н.С. Карташова [1] разрабатываются теоретические предпосылки территориального объединения. Как руководитель с 40 летним опытом, могу сказать с уверенностью – для малых городов России, испытывающих большие трудности в библиотечном обслуживании детского населения, для школьных библиотек – это реальный путь движения вперед.

Объединить усилия и возможности детских и школьных библиотек сейчас просто необходимо. Нужны лишь инициатива библиотечных специалистов; взаимопонимание двух ведомств: образования и культуры; поддержка муниципальных властей в создании единого информационного пространства для наших детей.

Литература:

  • Карташов Н. С. Формирование территориальных библиотечных систем. (Теретический аспект)//Научные и технические библиотеки,2003.- №3.-С.101-118
  • Коренькова Т. Г., Олефир С. В. В библиотеку за информационной культурой//Школьная библиотека.-2000.-№1.-С.52-53
  • Козедубов А. Гранты для библиотеки озерчан// Южноуральская панорама.-2003.- №102.-С.3

16.10.2007

Печать E-mail

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Память войны

ekologiya

Министерство культуры Российской Федерации  Минобрнауки России  Министерство культуры Челябинской области  Министерство образования и науки Челябинской области  Официальный сайт администрации Озерского городского округа  Управление культуры администрации Озёрского городского округа  Театр Наш дом