МКУК ЦСДШБ г. Озёрск
Централизованная система детских
и школьных библиотек г. Озёрска

Ордина Ж.Е. Отсюда - поподробнее: Школьные библиотеки Озерска в вопросах и ответах

Библиотека в школе – Первое сентября. – 2007. - №10 (190), 16-31 мая. - С.9-10

Минуло 30 лет со дня начала необычного эксперимента по объединению детских и школьных библиотек и 25 лет с момента официального образования межведомственной централизованной системы, но профессиональный интерес к необыкновенному объединению не ослабевает.

Из всего многообразия вопросов коллег о жизни и деятельности централизованной системы вообще и школьных библиотек в частности, я выбрала наиболее характерные. Они и легли в основу своеобразного «интервью», которое я предлагаю Вашему вниманию.

Комплектование фондов школьных библиотек: источники комплектования, объем фонда, количество поступающих изданий.

Безусловно, вопросы финансирования самые сложные и болезненные в деятельности библиотек. И понятно желание каждого руководителя иметь его в полном объеме. Мы не исключение, но, тем не менее, наше финансовое обеспечение в определенных размерах достаточно стабильно.

    Для приобретения изданий мы обращаемся к следующим источникам комплектования:
  • некоммерческий Фонд «Пушкинская библиотека» (наше сотрудничество длится около 10 лет с самого начала реализации Мегапроекта «Пушкинская библиотека: книги для российских библиотек»). Благодаря этой беспрецедентной по масштабам акции фонды школьных библиотек пополнились справочными и энциклопедическими изданиями.
  • подписка по каталогам Роспечать;
  • профессиональные издательства («Профессия» (Санкт-Петербург), «Либерия – Бибинформ» и др.);
  • книжные магазины, спонсорская поддержка, книжные дары жителей города и др.

К нам поступают книги и в рамках благотворительных акций (так, например, программа «Книги – школьным библиотекам», «Центр гражданской инициативы» под патронажем депутата Государственной Думы М.И. Гришанкова).

В фондах школьных библиотек от 13 до 20 тыс. экземпляров изданий.

    В среднем в год школьная библиотека получает:
  • около 200 экземпляров книжных изданий;
  • от 12 до 20 наименований периодических изданий (в число наиболее востребованных изданий, как учителями, так и учащимися вошли Приложения к газете «Первое сентября» – «Литература», «География», «История», «Биология» и др.)

Комплектование, обработка изданий и их доставка в филиалы происходят централизованно силами центральной городской детской библиотеки.

Структура Централизованной системы. Структура школьной библиотеки. Штаты школьной библиотеки.

МУК «ЦСДШБ» - это Центральная городская детская библиотека и 21 филиал: 19 школьных и 2 библиотеки учреждений дополнительного образования (Детская музыкальная школа и Дворец творчества детей и молодежи). Все школьные библиотеки объединены в отдел учебных библиотек.

В основном, школьные библиотеки, по выражению библиотековедов, имеют «одноклеточную структуру», т.е. абонемент с выделенной «зоной читального зала». Отсутствие полноценного читального зала – сдерживающий фактор в создании развивающей библиотечной среды. К сожалению, эта проблема у нас остается еще нерешенной.

Фонд учебников размещен в отдельном помещении. В штате школьной библиотеки насчитывается от одного (как правило) и до трех человек.

Документационное обеспечение деятельности школьных библиотек.

    Обязательный для всех школьных библиотек «пакет документов» (регламентирующего и нормативного характера), который содержит следующие материалы:
  • положение о библиотеке общеобразовательного учреждения;
  • должностную инструкцию на сотрудника;
  • правила внутреннего распорядка МУК «ЦСДШБ»;
  • правила пользования школьной библиотекой;
  • копию «Договора о некоммерческом взаимодействии…»;
  • паспорт школьной библиотеки (мы взяли за основу схему, предложенную Еленой Баханской).

В «пакет…» мы включили рабочие инструкции по учету массовых мероприятий (в электронном виде), по учету читателей в автоматизированной регистрационной картотеке и др.

К перечисленному выше можно добавить план и отчет (в электронной форме), все обязательные учетные документы.

Характеристики СБА школьной библиотеки.

Все школьные библиотеки оснащены автоматизированным рабочим местом библиотекаря, а в ряде школ имеется и АРМ пользователя. Практически все библиотеки подключены к Интернет. Справочный аппарат школьной библиотеки ведется как в традиционном, карточном, так и в электронном виде. В работе используется система «ИРБИС».

Карточный аппарат ШБ – систематический каталог и ряд тематических картотек.

Электронный аппарат ШБ – электронный каталог, база данных «Статьи», база данных «Краеведение», корпоративные библиографические базы данных («Пионер», «МАРС»). Базы данных «Статьи» и «Краеведение» подкреплены полнотекстовыми материалами.

Формирование и пополнение СБА МУК «ЦСДШБ» - централизованное. Этим занимаются ведущие специалисты Центральной городской детской библиотеки.

Школьный библиотекарь. Небольшой «портрет» - стаж, образование, социальные льготы и т.д.

В школьных библиотеках работают 30 человек. Средний возраст – 43 года.

Специалист школьной библиотеки – опытный сотрудник (стаж работы в библиотеке у 6 человек - свыше 10 лет, у 10 – свыше 15 лет, более 20 лет работает 10 чел, 3 человека с 30-летним стажем работы); с хорошей (прочной) профессиональной подготовкой (высшее образование имеют 90%, из них 65% – библиотечное и 25% – педагогическое); активный участник профессиональных конкурсов городского и регионального уровней.

Специалист школьной библиотеки – библиотекарь-педагог, библиотекарь воспитатель, библиотекарь - руководитель чтением детей и юношества. Инициативный, творческий, заинтересованный в качественном результате своего труда сотрудник.

Пять школьных библиотекарей имеют звание «Ветеран атомной промышленности и энергетики».

Оплата труда – руководитель школьной библиотеки имеет 13 разряд по ЕТС, библиотекарь – 11 разряд. Доплата за работу с учебниками составляет от 5% до 30% (в зависимости от количества учебников).

Материальное стимулирование – денежная премия при достижении 50, 60, 70 лет с учетом стажа работы в ЦСДШБ

    Меры социальной поддержки:
  • ежегодная выплата лечебного пособия в размере одного должностного оклада,
  • ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет при стаже работы от 1 года до 10 лет - 20%. От 10 лет и выше - 30%.
  • дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 5 календарных дней – при наличии 10 лет непрерывного стажаработы. И 10 календарных дней – при наличии 20 лет непрерывного стажа работы в библиотеках Челябинской области.

Взаимодействие школьной библиотеки с центральной городской детской библиотекой

Взаимодействие - суть и основа централизации, а формы его проявления разнообразны: от совместной работы в творческих группах по проведению общегородских мероприятий до теплых встреч за чайным столом.

Отношения с администрацией школ города

Отношения и с Управлением образования, и с администрацией школ были и остаются деловыми, корректными и доброжелательными. Безусловно, в процессе становления системы и у нас, и у администрации школ возникали разного характера вопросы, сомнения, опасения, но мы счастливо избежали неприятных конфликтных ситуаций. И очень бы хотелось выразить слова благодарности руководителям Управления образования, директорам школ, педагогам за замечательное сотрудничество, поддержку, внимательное отношение к библиотеке и библиотекарям.

Завершая свой краткий рассказ о школьной библиотеке централизованной системы, я думаю, что наше с Вами общение, уважаемые коллеги, будет иметь продолжение. Если у Вас возникли вопросы - пишите, звоните, мы охотно Вам ответим.

16.10.2007

Печать E-mail

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Память войны

ekologiya

Министерство культуры Российской Федерации  Минобрнауки России  Министерство культуры Челябинской области  Министерство образования и науки Челябинской области  Официальный сайт администрации Озерского городского округа  Управление культуры администрации Озёрского городского округа  Театр Наш дом