Головина Н.Н. Новое поколение выбирает... всё!: Медиакомплекты для работы с малышами

Written on . Posted in Мы пишем, о нас пишут

Библиотека в школе – Первое сентября. – 2007. - №10 (190), 16-31 мая. – С.22-23

Вот уже более 5 лет наш отдел Медиацентр постоянно находится в поиске новых форм обслуживания читателей. Так поддерживая общую идею библиотеки в привлечении современных детей к чтению через привлекательные для них формы, мы решили воспользоваться западным опытом и создать тематические комплекты.

Для справки: Идея комбинировать различные виды информации (принцип мультимедиа) подсказала западным коллегам форму создания комплектов, где книга подкреплялась экранизацией, или аудиопостановкой. Такая форма позволяла гораздо лучше усвоить содержание книги, исходя из данных, что человек запоминает информацию по-разному: из прочитанного-10%, из услышанного-20%, из увиденного-30%. Из одновременно увиденного и услышанного-50-70%.

Ориентировались мы на дошкольников, у которых, как известно, эмоциональное восприятие превалирует. В наших комплектах книга поддерживалась анимационной экранизацией, аудиозаписью с лучшей инсценировкой ведущих актеров театра и кино, а также игрой по книге на электронном носителе. Такая работа с книгой в комплексе должна была, на наш взгляд, помочь детям по-новому взглянуть на уже знакомый по прочтению сюжет, осознать глубинный смысл привычных образов через расставленные акценты в экранизации и инсценировке, дать возможность самому пережить основные события в электронной игре, почувствовать свою значимость, спасая уже полюбившихся героев.

Первые комплекты были созданы к юбилею Г.Х.Андерсена по самым популярным сказкам: «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Снежная королева», «Гадкий утенок», «Огниво». Детям предлагались лучшие издания в переводах А.В.Ганзена, подкрепленные инсценировками из серии «Живая сказка» детского издательства «Два жирафа», отечественной мультипликацией и развивающими играми для детей серии «Волшебные истории Тутти» компании «New Media Generation». Большую популярность эти комплекты получили среди воспитателей дошкольных учреждений города. Особенно привлекало их то, что все комплекты были снабжены иллюстрированными текстовыми материалами, в которых взрослые могли получить интересную и содержательную информацию по теме книги для пересказа ребенку.

“Проводить занятия с таким комплектом одно удовольствие. Раньше для нас была проблема вырваться к вам за материалами, вставал вопрос денег оплачивать видео и аудио перезапись нужных фрагментов для занятия. Теперь же, с таким комплектом, мы с легкостью готовим мероприятие, все необходимые материалы под рукой, а их грамотный подбор обеспечивает высокое качество занятий. А как довольны наши ребята, насколько лучше усваивают они новый материал”. (Из отзывов воспитателей специализированного детского садика).

Новая форма обслуживания настолько понравилась работникам дошкольных учреждений, что уже специально для них мы создали следующие тематические комплекты: “Великая Победа” (к празднику 9 мая), “Мы любим свой край” (по краеведению). Из-за высокого спроса на комплекты пришлось устанавливать очередь. Распределение происходило централизованно через главного методиста дошкольных учреждений города.

Мы проанализировали столь неожиданный успех комплектов, мы поняли, что в основном привлекало воспитателей: в первую очередь - возможность привлечения детей к библиотечным ресурсам на расстоянии, ведь поначалу к нам обращались отдаленные от библиотеки садики, в которых вставала проблема привести детей на занятия в библиотеку; во-вторых, это полностью укомплектованная разработка темы: иллюстративный материал, методический, визуальный, для прослушивания и прочтения, что позволило воспитателям сэкономить время; и, конечно же, материальная сторона вопроса, ведь все некнижные материалы в нашей библиотеке выдаются платно на правах проката.

На следующем уровне работы с комплектами встал вопрос об учете читателей и выдачи. При таком охвате дошкольных учреждений, цифры шли минимальные. Мы могли учитывать только воспитателей, оформлявших комплект на себя. Проработав соответствующие документы о внестационарном библиотечном обслуживании, руководство нашей библиотеки составило договор о библиотечном обслуживании читателей в форме коллективного абонемента. Составлялся договор с условием предоставления списков детей, поработавших с нашим комплектом. Теперь официально библиотека смогла фиксировать цифровые показатели читателей и выдачи.

Так, ставя себе цель привлечения ребенка к книге через популярные для него формы, мы неожиданно сами для себя нашли новые возможности решать наболевшие проблемы библиотечных учреждений: повысить показатели по книговыдаче и количеству читателей, охватить библиотечными ресурсами все дошкольные учреждения и, несомненно, популяризовать себя в городе.

16.10.2007

Печать