МКУК ЦБС г. Озёрск
Централизованная библиотечная система г. Озёрска
ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА

Ордина Ж.Е. Закажите педсовет: Информационные педагогические советы

Библиотека в школе – Первое сентября. – 2007. - №10 (190), 16-31 мая. - С.35-37

Деловое, творческое сотрудничество педагогов и библиотекарей сложилось в ЦСДШБ с самого начала ее образования.

За 25 лет успешного существования системы, формы взаимодействия школы и библиотеки развивались и совершенствовались.

Изначально они были традиционны: педсоветы и методобъединения (или, как они ранее назывались, - секции учителей-предметников), на которых давалась информация о литературе в помощь воспитанию и обучению учащихся. Точкой отсчета в приобретении серьезного и конструктивного опыта общения с учительской средой стало информационно-аналитическое совещание сотрудников ЦСДШБ и администрации школ города (неофициально – День Директора), состоявшееся в 1982 году.

Цель нашей первой встречи – познакомить администрацию школ города с итогами работы ЦСДШБ за 2 года, обсудить основные направления дальнейшей совместной работы, найти выход из некоторых затруднительных ситуаций (положений). Готовясь к совещанию, мы руководствовались следующими соображениями:

Во-первых, как руководитель учебного процесса в школе и главное лицо в создании базы и обстановки для осуществления учебного плана, директор должен хорошо понимать значение позитивно и грамотно работающей библиотеки, тесно сотрудничать с ней в разработке планов развития школы в сфере информационной грамотности и программ пропаганды чтения.

Во-вторых, нам хотелось попробовать понять директора, посмотреть на себя и свою работу глазами не специалиста библиотечного дела, а человека, который видит все по-другому, которому библиотечная работа кажется, порой несложной, незначительной, ему просто некогда видеть все самому. Надо умело показать себя и свою работу, ведь директор – педагог, а настоящий педагог обязательно оценит профессионально и тактично предложенную информацию. И, когда устанавливается доверие, взаимопонимание, возникает и обратная связь, столь желательная и необходимая в дальнейшей совместной работе.

Первая встреча была весьма представительной. В ней приняли участие и заместитель главы города, зав. ГОРОНО, работники городского финансового отдела. В своих выступлениях они признали опыт централизации положительным. Сотрудники библиотеки подготовили обзор совместной работы школ и ЦСДШБ, представили системы информационно-библиографической и методической помощи руководителям детским чтением, провели подробный анализ комплектования программной литературой, литературой по внеклассному чтению, педагогическими материалами.

Директорам была предложена экскурсия по библиотеке, выдан пакет документов, регламентирующего и информационного характера. Значимость и эффективность этой встречи были очевидны.

На последующих встречах коллектив ЦСДШБ представлял авторские программы дополнительного образования, по-прежнему, актуальными оставались вопросы организации библиотечного обслуживания детского населения города, привлечения к чтению, комплектования и сохранности книжного фонда, информационные потребности и информационная культура пользователей библиотеки.

Участников совещаний заинтересовал опыт совместной работы педколлектива с библиотекой, которым делились директора ряда школ, проявляли они внимание и к документам правового, регламентирующего характера.

Последнее (5-е) информационно-аналитическое совещание «Детская библиотека и школа: практика и проблемы сотрудничества» состоялось в апреле 2002 года. Особенность этого совещания – внедрение инновационных моделей работы: разработка и реализация новых программ дополнительного образования, информационные технологии в поддержку образования и самообразования, это и медиатека, как новая реальность информационного сервиса.

Мы еще раз напомнили административному аппарату школы то, что поставленные задачи, как краткосрочные, так и долгосрочные, рациональны и достижимы.

Замечу, что первые встречи психологически оказались для нас нелегкими, напряженными. От нас требовались: четкая организация совещаний, убедительность и обоснованность своих позиций, деликатность и внимание к аргументам и предложениям гостей.

Нам в свою очередь нужны были поддержка, понимание, одобрение, желание сотрудничать. И, сегодня, когда наши взаимоотношения регулируются Договорами о некоммерческом взаимодействии между двумя юридическими лицами - МУК ЦСДШБ и МОУ средней общеобразовательной школы - мы это очень тонко чувствуем и дорожим уважительными, доверительными, искренними отношениями.

Следующим шагом в построении системы взаимодействия со школами – по аналогии с Днем директора – стало Совещание зам. директоров по воспитательной работе, сотрудничество с которыми обязательная составляющая в решении главной задачи детской библиотеки – создание для детей благоприятной среды развития, формирование потребности в чтении, информационных потребностей (запросов), организация осмысленного, духовного наполненного досуга.

Основной задачей совместной деятельности библиотекаря и зам. директора является совместное планирование мероприятий по работе с информационными ресурсами библиотеки в помощь учебному процессу.

Деятельность библиотекаря и зам. директора соответствует целям воспитания и образования в школе, определяет степень ответственности и обязательности каждого участника в реализации программы чтения учащихся школы.

А что такое или кто такой «читающий ребенок»?

Читающий ребенок – это счастливый человек. Читая, он сумеет прожить не одну, а тысячу жизней.

Читающий ребенок владеет богатствами родного языка, у него образная, грамотная речь.

Читающий ребенок – личность, способная удивить даже близкого человека.

Читающий ребенок будет здоров. Не зря над дверью библиотеки в Фивах было написано «Место, где лечат душу».

Читающий ребенок сумеет избежать вот такого типа образования 21 века – возрастающий интеллект при обнищании духа.

Именно это случается, когда нарушается органичная связь между образованием и воспитанием. А лучшим инструментом воспитания души всегда являлось чтение художественной литературы.

Школа и библиотека имеют общие цели – дать стандартное образование и развить индивидуальность каждого человека. И здесь библиотекари и педагоги – союзники, которые должны объединить свои усилия для достижения этих целей.

Мы понимаем, что являемся свидетелями происходящих изменений в процессах образования: идет интенсивный поиск в области его содержания. Школы ищут новые идеи, пути, подходы к улучшению качества обучения. Модернизация учебного процесса требует необходимых ресурсов, среди которых значимое место занимают библиотека и ее сотрудники. И в этой связи очень важно, еще раз подчеркну, объединение позиции библиотекарей и позиции педагогов в решении проблемы создания эффективного образовательного пространства.

    Разрабатывая новую форму сотрудничества, мы определили ряд задач:
  • Акцентировать внимание педагогов и вопросам чтения учащихся, привлечения их в библиотеки, обучения информационной культуре, помочь в поиске форм, способствующих возрастанию привязанности детей к чтению. Здесь мы исходили из того, что педагоги принимают участие в развитии и оценке информационных навыков, информационных знаний учащихся, поощряют чтение учащихся.
  • С возрастанием объема самостоятельной работы школьников, библиотека становится одним из основных помощников и партнеров учителя и работает на обеспечение учебного процесса школы, но не все педагоги имеют полное представление о возможности использования библиотеки как информационной базы учебного процесса, поэтому и ставится задача- представить педагогам информационные ресурсы, не только расширяющие их предметные знания, улучшающие методики обучения;но и предназначенные учащимся.
  • Готовы мы были и к тому, чтобы раскрыть перед учителями то новое, чем располагает библиотека и напомнить о хорошем, старом, чтобы потенциал библиотеки был ими максимально и эффективно использован.

И, конечно, нам было необходимо научиться профессионально, продуманно выстраивать партнерские отношения.

Как мы готовим педсовет?

    Информационные педсоветы готовились (и продолжают готовиться) индивидуально для каждой школы. Предварительно мы сделали следующее:
  • составили картину чтения учащихся школы,
  • определили информационные запросы учащихся и педагогов,
  • сделали анализ использования и активности участия в программах дополнительного образования, комплексах мероприятий, предложенных ЦГДБ,
  • подобрали пакет документов – информационный буклет и статистические таблицы, характеризующие объем и направления работы ЦСДШБ со школами города.

Предприняли мы и попытку создать «портрет» школы: каковы особенности учебного и воспитательного процесса, школьные традиции, как складываются взаимоотношения с библиотекой, как откликается она на наши предложения о сотрудничестве и т.д.

На информационных педсоветах мы представляли библиотеку во всем многообразии информационных возможностей и эффективном их использовании в педагогической деятельности. Таким образом, мы предлагали помощь в освоении информационного пространства библиотеки, при этом уточняли, какая из видов информации в данном случае лучше соответствует потребностям читателей. Библиотекари подчеркивали мы, как верные партнеры во всех педагогических начинаниях, инновациях, никогда не останутся равнодушными к работе педагога, при этом их влияние должно быть только положительным и конструктивным.

Как мы выстроили свое общение с педагогическим коллективом школы?

    В своих выступлениях сотрудники библиотеки обозначили основные направления в работе библиотеки, представили программы дополнительного образования «Основы информационной культуры», «Школа юного краеведа», «Школа социального успеха», «Твои права» с комментариями об участии в них данной школы, дали информацию о книжных материалах и медиаресурсах. При этом принималось во внимание то, то цели использования учителями полученной информации могут быть разнообразными:
  • для подготовки к уроку, внеклассному часу, педсовету, внешкольному мероприятию:
  • для самообразования, удовлетворения собственных интересов;
  • для удовлетворения интересов учащихся;
  • для подготовки к родительскому собранию (очень важно донести до родителей значение чтения и библиотеки) и так далее.

По просьбам некоторых школ на информационных педсоветах было уделено внимание вопросам комплектования школьных библиотек, новым информационным технологиям. Педагоги побывали в Интернет-классе, Медиацентре, Отделе педагогической информации, знакомились с материалами, представленными на выставках.

Временные рамки педсовета составили 2-3 часа. Сообщения длились от 10 до 15 минут, Вся информация сотрудников библиотеки уложилась в один час, остальное время было посвящено знакомству с отделами библиотеки отдел и работе в них.

Безусловный интерес вызывала у нас реакция педагогов на предложенную им форму сотрудничества. Разумеется, степень заинтересованности была различной, но воодушевляло то, что равнодушия мы не ощутили, более того, у некоторых школ возник такой неподдельный интерес к предстоящей встрече, что они приняли участие в ее подготовке. Так, например, директор одной из школ предварительно встретился с организаторами информационного педсовета, внимательно ознакомился с его программой, обошел всю библиотеку и дал дельные советы по организации встречи. С программой информационного педсовета знакомились все школы, но такой обстоятельный подход нас очень порадовал и обнадежил.

На информационных педсоветах мы готовы были выслушать все пожелания педагогов относительно политики развития библиотеки, стратегии дальнейшего нашего взаимодействия, так как понимали, что гармонично складывающиеся партнерские отношения – гарантия общего успеха.

Форму «информационный педсовет» мы успешно используем с различными группами руководителей детским чтением. Так, например, у нас работали классные руководители, воспитатели групп продленного дня, педагоги дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования. Ежегодно у нас бывает от трех до пяти таких встреч.

Содружество педагога и библиотекаря в развитии детского чтения проверено временем. Мы стремимся к тому, чтобы наше сотрудничество было еще плодотворнее, чтобы к замечательным словам Симона Соловейчика «Вы блестящий учитель, у вас прекрасные ученики», можно было добавить «Вы удивительный библиотекарь, у Вас талантливые читатели!»

16.10.2007

Печать Электронная почта

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Память войны

volonter150x100

Министерство культуры Российской Федерации  Минобрнауки России  Министерство культуры Челябинской области  Министерство образования и науки Челябинской области  Официальный сайт администрации Озерского городского округа  Управление культуры администрации Озёрского городского округа  Театр Наш дом