Ордина Ж.Е. Закажите педсовет: Информационные педагогические советы
Библиотека в школе – Первое сентября. – 2007. - №10 (190), 16-31 мая. - С.35-37
Деловое, творческое сотрудничество педагогов и библиотекарей сложилось в ЦСДШБ с самого начала ее образования.
За 25 лет успешного существования системы, формы взаимодействия школы и библиотеки развивались и совершенствовались.
Изначально они были традиционны: педсоветы и методобъединения (или, как они ранее назывались, - секции учителей-предметников), на которых давалась информация о литературе в помощь воспитанию и обучению учащихся. Точкой отсчета в приобретении серьезного и конструктивного опыта общения с учительской средой стало информационно-аналитическое совещание сотрудников ЦСДШБ и администрации школ города (неофициально – День Директора), состоявшееся в 1982 году.
Цель нашей первой встречи – познакомить администрацию школ города с итогами работы ЦСДШБ за 2 года, обсудить основные направления дальнейшей совместной работы, найти выход из некоторых затруднительных ситуаций (положений). Готовясь к совещанию, мы руководствовались следующими соображениями:
Во-первых, как руководитель учебного процесса в школе и главное лицо в создании базы и обстановки для осуществления учебного плана, директор должен хорошо понимать значение позитивно и грамотно работающей библиотеки, тесно сотрудничать с ней в разработке планов развития школы в сфере информационной грамотности и программ пропаганды чтения.
Во-вторых, нам хотелось попробовать понять директора, посмотреть на себя и свою работу глазами не специалиста библиотечного дела, а человека, который видит все по-другому, которому библиотечная работа кажется, порой несложной, незначительной, ему просто некогда видеть все самому. Надо умело показать себя и свою работу, ведь директор – педагог, а настоящий педагог обязательно оценит профессионально и тактично предложенную информацию. И, когда устанавливается доверие, взаимопонимание, возникает и обратная связь, столь желательная и необходимая в дальнейшей совместной работе.
Первая встреча была весьма представительной. В ней приняли участие и заместитель главы города, зав. ГОРОНО, работники городского финансового отдела. В своих выступлениях они признали опыт централизации положительным. Сотрудники библиотеки подготовили обзор совместной работы школ и ЦСДШБ, представили системы информационно-библиографической и методической помощи руководителям детским чтением, провели подробный анализ комплектования программной литературой, литературой по внеклассному чтению, педагогическими материалами.
Директорам была предложена экскурсия по библиотеке, выдан пакет документов, регламентирующего и информационного характера. Значимость и эффективность этой встречи были очевидны.
На последующих встречах коллектив ЦСДШБ представлял авторские программы дополнительного образования, по-прежнему, актуальными оставались вопросы организации библиотечного обслуживания детского населения города, привлечения к чтению, комплектования и сохранности книжного фонда, информационные потребности и информационная культура пользователей библиотеки.
Участников совещаний заинтересовал опыт совместной работы педколлектива с библиотекой, которым делились директора ряда школ, проявляли они внимание и к документам правового, регламентирующего характера.
Последнее (5-е) информационно-аналитическое совещание «Детская библиотека и школа: практика и проблемы сотрудничества» состоялось в апреле 2002 года. Особенность этого совещания – внедрение инновационных моделей работы: разработка и реализация новых программ дополнительного образования, информационные технологии в поддержку образования и самообразования, это и медиатека, как новая реальность информационного сервиса.
Мы еще раз напомнили административному аппарату школы то, что поставленные задачи, как краткосрочные, так и долгосрочные, рациональны и достижимы.
Замечу, что первые встречи психологически оказались для нас нелегкими, напряженными. От нас требовались: четкая организация совещаний, убедительность и обоснованность своих позиций, деликатность и внимание к аргументам и предложениям гостей.
Нам в свою очередь нужны были поддержка, понимание, одобрение, желание сотрудничать. И, сегодня, когда наши взаимоотношения регулируются Договорами о некоммерческом взаимодействии между двумя юридическими лицами - МУК ЦСДШБ и МОУ средней общеобразовательной школы - мы это очень тонко чувствуем и дорожим уважительными, доверительными, искренними отношениями.
Следующим шагом в построении системы взаимодействия со школами – по аналогии с Днем директора – стало Совещание зам. директоров по воспитательной работе, сотрудничество с которыми обязательная составляющая в решении главной задачи детской библиотеки – создание для детей благоприятной среды развития, формирование потребности в чтении, информационных потребностей (запросов), организация осмысленного, духовного наполненного досуга.
Основной задачей совместной деятельности библиотекаря и зам. директора является совместное планирование мероприятий по работе с информационными ресурсами библиотеки в помощь учебному процессу.
Деятельность библиотекаря и зам. директора соответствует целям воспитания и образования в школе, определяет степень ответственности и обязательности каждого участника в реализации программы чтения учащихся школы.
А что такое или кто такой «читающий ребенок»?
Читающий ребенок – это счастливый человек. Читая, он сумеет прожить не одну, а тысячу жизней.
Читающий ребенок владеет богатствами родного языка, у него образная, грамотная речь.
Читающий ребенок – личность, способная удивить даже близкого человека.
Читающий ребенок будет здоров. Не зря над дверью библиотеки в Фивах было написано «Место, где лечат душу».
Читающий ребенок сумеет избежать вот такого типа образования 21 века – возрастающий интеллект при обнищании духа.
Именно это случается, когда нарушается органичная связь между образованием и воспитанием. А лучшим инструментом воспитания души всегда являлось чтение художественной литературы.
Школа и библиотека имеют общие цели – дать стандартное образование и развить индивидуальность каждого человека. И здесь библиотекари и педагоги – союзники, которые должны объединить свои усилия для достижения этих целей.
Мы понимаем, что являемся свидетелями происходящих изменений в процессах образования: идет интенсивный поиск в области его содержания. Школы ищут новые идеи, пути, подходы к улучшению качества обучения. Модернизация учебного процесса требует необходимых ресурсов, среди которых значимое место занимают библиотека и ее сотрудники. И в этой связи очень важно, еще раз подчеркну, объединение позиции библиотекарей и позиции педагогов в решении проблемы создания эффективного образовательного пространства.
- Разрабатывая новую форму сотрудничества, мы определили ряд задач:
- Акцентировать внимание педагогов и вопросам чтения учащихся, привлечения их в библиотеки, обучения информационной культуре, помочь в поиске форм, способствующих возрастанию привязанности детей к чтению. Здесь мы исходили из того, что педагоги принимают участие в развитии и оценке информационных навыков, информационных знаний учащихся, поощряют чтение учащихся.
- С возрастанием объема самостоятельной работы школьников, библиотека становится одним из основных помощников и партнеров учителя и работает на обеспечение учебного процесса школы, но не все педагоги имеют полное представление о возможности использования библиотеки как информационной базы учебного процесса, поэтому и ставится задача- представить педагогам информационные ресурсы, не только расширяющие их предметные знания, улучшающие методики обучения;но и предназначенные учащимся.
- Готовы мы были и к тому, чтобы раскрыть перед учителями то новое, чем располагает библиотека и напомнить о хорошем, старом, чтобы потенциал библиотеки был ими максимально и эффективно использован.
И, конечно, нам было необходимо научиться профессионально, продуманно выстраивать партнерские отношения.
Как мы готовим педсовет?
- Информационные педсоветы готовились (и продолжают готовиться) индивидуально для каждой школы. Предварительно мы сделали следующее:
- составили картину чтения учащихся школы,
- определили информационные запросы учащихся и педагогов,
- сделали анализ использования и активности участия в программах дополнительного образования, комплексах мероприятий, предложенных ЦГДБ,
- подобрали пакет документов – информационный буклет и статистические таблицы, характеризующие объем и направления работы ЦСДШБ со школами города.
Предприняли мы и попытку создать «портрет» школы: каковы особенности учебного и воспитательного процесса, школьные традиции, как складываются взаимоотношения с библиотекой, как откликается она на наши предложения о сотрудничестве и т.д.
На информационных педсоветах мы представляли библиотеку во всем многообразии информационных возможностей и эффективном их использовании в педагогической деятельности. Таким образом, мы предлагали помощь в освоении информационного пространства библиотеки, при этом уточняли, какая из видов информации в данном случае лучше соответствует потребностям читателей. Библиотекари подчеркивали мы, как верные партнеры во всех педагогических начинаниях, инновациях, никогда не останутся равнодушными к работе педагога, при этом их влияние должно быть только положительным и конструктивным.
Как мы выстроили свое общение с педагогическим коллективом школы?
- В своих выступлениях сотрудники библиотеки обозначили основные направления в работе библиотеки, представили программы дополнительного образования «Основы информационной культуры», «Школа юного краеведа», «Школа социального успеха», «Твои права» с комментариями об участии в них данной школы, дали информацию о книжных материалах и медиаресурсах. При этом принималось во внимание то, то цели использования учителями полученной информации могут быть разнообразными:
- для подготовки к уроку, внеклассному часу, педсовету, внешкольному мероприятию:
- для самообразования, удовлетворения собственных интересов;
- для удовлетворения интересов учащихся;
- для подготовки к родительскому собранию (очень важно донести до родителей значение чтения и библиотеки) и так далее.
По просьбам некоторых школ на информационных педсоветах было уделено внимание вопросам комплектования школьных библиотек, новым информационным технологиям. Педагоги побывали в Интернет-классе, Медиацентре, Отделе педагогической информации, знакомились с материалами, представленными на выставках.
Временные рамки педсовета составили 2-3 часа. Сообщения длились от 10 до 15 минут, Вся информация сотрудников библиотеки уложилась в один час, остальное время было посвящено знакомству с отделами библиотеки отдел и работе в них.
Безусловный интерес вызывала у нас реакция педагогов на предложенную им форму сотрудничества. Разумеется, степень заинтересованности была различной, но воодушевляло то, что равнодушия мы не ощутили, более того, у некоторых школ возник такой неподдельный интерес к предстоящей встрече, что они приняли участие в ее подготовке. Так, например, директор одной из школ предварительно встретился с организаторами информационного педсовета, внимательно ознакомился с его программой, обошел всю библиотеку и дал дельные советы по организации встречи. С программой информационного педсовета знакомились все школы, но такой обстоятельный подход нас очень порадовал и обнадежил.
На информационных педсоветах мы готовы были выслушать все пожелания педагогов относительно политики развития библиотеки, стратегии дальнейшего нашего взаимодействия, так как понимали, что гармонично складывающиеся партнерские отношения – гарантия общего успеха.
Форму «информационный педсовет» мы успешно используем с различными группами руководителей детским чтением. Так, например, у нас работали классные руководители, воспитатели групп продленного дня, педагоги дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования. Ежегодно у нас бывает от трех до пяти таких встреч.
Содружество педагога и библиотекаря в развитии детского чтения проверено временем. Мы стремимся к тому, чтобы наше сотрудничество было еще плодотворнее, чтобы к замечательным словам Симона Соловейчика «Вы блестящий учитель, у вас прекрасные ученики», можно было добавить «Вы удивительный библиотекарь, у Вас талантливые читатели!»
16.10.2007