«Волонтером стать легко! Сложнее им БЫТЬ!»: Встреча-интервью с Екатериной Викторовной Гавриловой, биологом-экологом, волонтером, педагогом «Лицея №23»
Самыми популярными в нашей стране являются такие направления волонтерства, как социальное, культурное, патриотическое и экологическое. Волонтеры объединяются, в группы, создают сообщества единомышленников, проводят форумы, организуют Дни добровольца (волонтера), марафоны добрых дел. На сегодняшний день на портале «Добро.ru» зарегистрированы 3 153 727 волонтеров и 36 164 организаций. Неравнодушные и инициативные жители нашего города Озёрска не стали исключением.
Сегодня мы ведем беседу с Екатериной Викторовной Гавриловой, педагогом, увлеченным читателем, верным другом Детской библиотеки, мамой, экологом по образованию и волонтером по призванию.
Екатерина Викторовна, расскажите, пожалуйста, про свой профессиональный опыт.
- Вообще, по образованию я эколог, и после окончания института несколько лет работала в Челябинском Университете. Тогда я поняла, что меня восхищает живой мир настолько, что я могу часами смотреть на чудеса в капле воды. Но, пока я наблюдаю, в это же самое время, в тот самый момент в окружающем меня мире происходят такие изменения, за которые лично мне становится по-настоящему больно. И я осознала, что просто сидя за микроскопом и восхищаясь каплей воды, я ничего не смогу изменить, а вскоре буду наблюдать, как угасает и гибнет природа. Некоторое время спустя, волею судьбы я оказалась в Озерске, вышла замуж, а во время декрета появилась возможность поработать преподавателем в институте, а после в школе.
Вы работали и работаете с детьми разного возраста: студентами, абитуриентами и школьниками. Вам нравится преподавать в школе?
- Да, я работала в Челябинском Государственном университете, в МИФИ, в Озерском филиале ЮУрГУ. А сейчас, в работе учителя есть множество плюсов для меня: меня вдохновляют дети и их яркие, живые эмоции, когда они видят жизнь через стекло микроскопа, их радость от сопричастности к общему и важному делу – очистке берега озера, например, и осознания того, что это их маленький вклад в одно большое ДЕЛО!
Есть ли разница в работе с детьми, подростками и студентами?
- Конечно, есть! Но самое главное для меня – не возраст моих учеников, а работа с мотивированными детьми, которым интересна биология. Разумеется, в ЧелГУ на факультете биологии было работать здорово, но я переехала в Озерск, и так уж вышло, что именно сейчас большинство этих увлеченных биологией детей обучаются в Лицее №23, в первую, очередь, именно из-за профиля данного учебного заведения.
Есть или были ли рядом с вами люди, которые служили для вас примером, эталоном поведения и достижений?
- Наверное, у каждого из нас в жизни есть определенные учителя… Да, это мой научный руководитель Пряхин Евгений Александрович, доктор биологических наук и человек, который всегда фонтанирует идеями и заражает весь коллектив, необычайно заботливый, человек, за которым люди пойдут и в огонь, и в воду, будут работать с ним ночью, днем, в выходные, да, когда угодно… Вообще, моя научная деятельность началась в таком коллективе, который был готов за своим начальником идти до конца.
Помимо педагогики, вы активный волонтёр. Как вы можете объяснить для себя, зачем вы занимаетесь волонтерством? Когда и как пришли к этому?
- Я убеждена в том, что школа должна заботиться том, как вырастить детей не только умными, но и добрыми. Я родилась в постперестроечный период. В это время пришел конец советской школе, которая как раз занималась тем, что учила детей быть полезными другим. Я всегда много читала и выросла на советской литературе про пионеров, пионерские отряды, тимуровцев. В моем школьном детстве этого не было, и мое поколение росло в другом обществе. Я помню Челябинск в то время заваленным горами мусора. В итоге выросло поколение 90-х – дети, не знавшие, что такое «быть общественно полезным». Мы не собирали макулатуру, не помогали старшим, не ходили в походы и не проводили коллективные субботники, не сажали деревья. Так уж вышло, что сейчас это люди, имеющие иные ценности, к сожалению. Порой это те, кому бывает сложно убрать за собой мусор и не стыдно что-то испортить. Мне же хочется что-то изменить. Всегда хотелось!
Что самое сложное в волонтерской деятельности?
- Самое сложное – зажечь детей, передать им те смыслы, на которые стоит потратить личное время помимо учебы. Ведь дети заняты учебой все свое время! Кто-то учится в двух, а то и трех школах одновременно. Свободного времени на другую деятельность просто нет. Но они идут! Идут сажать деревья. Идут чистить берег озера. Собирают корм для приюта животных. А еще читают книги, знакомятся с новыми детскими авторами, а после дарят книги Детской библиотеке. Ведь это тоже акт волонтерства! Эдакие «волонтеры чтения».
Многие придерживаются позиции, что быть волонтером — это очень сильная психологическая нагрузка. Вы согласитесь с этим?
- Безусловно, нужно понимать, что если ты будешь жить и гореть какой-то идеей, то часть жизни ей придется посвящать. У меня прямо сейчас болит душа, удастся ли нам найти и оплатить очередной грузовик для «Разделяйки». Или, где мы найдем перегной для тех деревьев, что подросли в горшках. Более того, где мы найдем этим деревьям бережных хозяев, поскольку вырастить деревце проще, чем ухаживать за ним и сохранить.
Что входит в ваши обязанности? Какая у вас занятость?
- Во-первых, это мотивация детей к занятиям наукой. Я веду научное общество учащихся по биологии. Мы проводим различные экспериментальные работы, разрабатываем проекты. К примеру, это выращивание деревьев, входящих в перечень охраняемых видов, записанных в Красную книгу. Дети, работая над проектами, дружат, оказывают друг другу поддержку. Так внутри научного общества мы общаемся на разные темы, не только научные или околонаучные, но и литературные – обсуждаем прочитанное, делимся впечатлениями и отзывами. И даже внутри работы над проектом у каждого своя занятость: кто-то подбирает информацию в интернете, кто-то занимается информационной рассылкой в соцсетях, кто-то работает физически, кто-то готовит фотоотчет.
Экологический проект является исключительно внутришкольным или выходит за рамки одного учебного заведения?
- Наш волонтерский отряд «ПОМОГАТОРЫ» именно лицейский. Но есть ряд городских волонтерских организаций, с которыми мы сотрудничаем. Это «СМИК» Ольги Леонидовны Потеряевой, совместная работа с волонтерами Молодежного центра «Мир», с Молодежным центром «Лофт». Мы с детьми принимали участие в «Дне белой трости», проводили птичью экотропу. В общем, мы тесно дружим и постоянно взаимодействуем друг с другом в различных акциях.
Занимаетесь ли вы другими видами деятельности, не связанными с экологией?
- Раз в год в школе мы организуем сбор кормов для приютов животных. Дети, семьи очень отзывчивы в этом деле. Эти акции проводят сами педагоги внутри классов. А в 2015 году у нас был замечательный проект «Дерево Победы», посвященный ветеранам ВОВ. Наверное, это был мой самый любимый проект из тех, что мы делали с детьми. Мы придумали вместе с ветеранами посадить в их дворах по дереву. К сожалению, по здоровью, не все наши герои смогли непосредственно принять участие в этом деле. Всего у нас получилось 4 двора. Это было незабываемо: посадить дерево вместе с ветераном, пить чай с ребятней во дворе, слушать истории о довоенном детстве, фронтовых буднях и жизни после, уже в мирное время... То событие оставило в памяти детей сильные чувства. Многие даже не знали о том, какой человек живет с ними рядом! В Лицее существует еще отдельный проект «Забота». Он посвящен ветеранам педагогического труда. Его курируют отдельные классы Лицея и классные руководители.
Вы рассказываете друзьям, коллегам про волонтерство? Вас поддерживает семья?
- Моя семья, моя работа, идеи – единое целое! Без поддержки моего мужа, по образованию также биолога-эколога, я бы вовсе не смогла реализовать некоторые проекты. Два года мы вместе возили детей в экологические экспедиции. Дети его просто обожают. Многие мои друзья помогают и с «Разделяйкой», с посадкой деревьев, с читательским проектом «Читай дальше!» для Детской библиотеки. Многие становятся первыми экспертами в выборе и чтении книг.
На какие средства существуют экологические проекты? Ведь привлечь и мотивировать – одна задача, а транспортировка – это уже дело, требующее затрат. У вас есть спонсоры?
- Возьмем, к примеру, «Разделяйку». Это очень полезный проект! Для всех без исключения. Но «Разделяйка» - проект затратный, т.к. многие виды вторсырья не перерабатываются в Озерске и требуют транспортировки по области, а это бензин, амортизация и прочие особенности. Мы сотрудничаем в тесной связи с «Разделяйкой» и волонтерами в г. Касли. Нас в Озерске поддерживает ИП Симонов, ИП Прохоров. ООО «Уралрегионстрой» очень бережно собирает и возит наши елки и часть вторсырья в г. Челябинск. Деревянными поддонами для сбора елок и табличками обеспечило нас ПО «Маяк». А выбирать и приобретать книги в подарок Детской библиотеке помогает ООО «Уральские кабельные сети». Таким образом, сейчас наша деятельность держится на очень крепких дружеских связях, где каждый делает то, что может: помогает деньгами, временем, человеческими ресурсами.
Как думаете, каждый человек может быть волонтером?
- Люди разные. У всех разные душевные потребности. Но может КАЖДЫЙ! Вопрос в том, кто его на это вдохновит.
Есть ли учет численности занятых волонтеров? Ведете ли вы какую-то статистику?
- Сейчас стало довольно просто учитывать численность с помощью Федерального портала «Добро.ru», на котором мы регистрируем все наши акции и проекты, чтобы дети получали и копили верифицированные волонтерские часы в свои книжки. От 60 до 100 волонтерских часов позволяют получить дополнительный балл к ЕГЭ во многих ВУЗах. Таким образом, да, мы можем видеть прирост количества волонтеров и учитывать это в своей работе.
Что можете посоветовать тем, кто хочет попробовать себя в благотворительной деятельности, но по тем или иным причинам боится?
- Мне нравится такой принцип: «Делай то, что можешь! С тем, что имеешь! Там, где ты есть!». Можно не становиться членом сообщества, не примыкать к каким-то группам. Можно самостоятельно сделать что-то хорошее во благо. Но быть в сообществе определенно радостнее!
Ведете ли вы профили, посвященные волонтерской деятельности? Какие?
- Да, конечно. Во-первых, публикуем новости на сайте и в группе Вконтакте Лицея 23.
Все-таки, Волонтерство – это хобби, образ жизни, профессия или призвание?
- Образ жизни! Волонтерство проникает во все сферы жизни человека. Невозможно уже жить по-другому.
Может ли волонтер получать деньги за свою работу?
- Может получать, а может не получать! Каждый год в нашем лицее проходит акция «Бумажный бум» по сбору макулатуры. Большая часть вырученных средств идет в фонд класса для проведения мероприятий, организации выездных экскурсий, посещения интересных мест. 5% с вырученных сумм мы перечисляем в небольшой наш внутренний фонд и используем на восстановление, поддержку и реализацию проектов сформированных и запланированных. Если речь о сборе макулатуры, то это всегда про деревья! Некий природный цикл. Купить, привезти удобрения, найти возможность сконструировать ограждения для саженцев, раздобыть материалы – все это кажется мелочами, но каждый шаг требует определенных ресурсов, как материальных, так и человеческих.
Что нужно, чтобы заниматься волонтерством и зарабатывать?
- К примеру, на «Разделяйке» у нас действует ярмарка, и это возможность для детей понять свои возможности, узнать, что такое собственное «производство» и выручка. Первая продажа и первая зарплата всегда приносят детям искреннюю радость. Мы с детьми шьем для ярмарки многоразовые экомешочки для фруктов, расписываем деревянные кулончики, делаем славянских кукол. Кстати, очень советую всем деткам почитать книгу немецкого бизнесмена Бодо Шефера «Пес по имени Мани».
Последний и традиционный вопрос: ваша любимая детская книга?
- Ой, сложный такой вопрос! Если детская и именно из моего детства, то это «Динка» Валентины Осеевой.
Беседу из цикла встреч «Путь к профессии» вела Катерина Скачкова,
гл. библиотекарь Абонемента 5-9 классов.
Фото из архива Е. В. Гавриловой.