МКУК ЦБС г. Озёрск
Централизованная библиотечная система г. Озёрска
ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА

Книга месяца старшим

be6554eedfb5cdc467afa9cd9aeb74a6Верн Жюль. Дети капитана Гранта: любое издание.

Хотели бы Вы совершить путешествие, не выходя из дома? Представьте, это вовсе не трудно! Достаточно вооружиться компасом, лупой, глобусом, картой Мира, линейкой и… …романом Жюля Верна «Дети капитана Гранта».

Подробнее о книге

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

  • Главная
  • Что почитать?
  • Старшим
  • «Волонтером стать легко! Сложнее им БЫТЬ!»: Встреча-интервью с Екатериной Викторовной Гавриловой, биологом-экологом, волонтером, педагогом «Лицея №23»

«Волонтером стать легко! Сложнее им БЫТЬ!»: Встреча-интервью с Екатериной Викторовной Гавриловой, биологом-экологом, волонтером, педагогом «Лицея №23»

01Самыми популярными в нашей стране являются такие направления волонтерства, как социальное, культурное, патриотическое и экологическое. Волонтеры объединяются, в группы, создают сообщества единомышленников, проводят форумы, организуют Дни добровольца (волонтера), марафоны добрых дел. На сегодняшний день на портале «Добро.ru» зарегистрированы 3 153 727 волонтеров и 36 164 организаций. Неравнодушные и инициативные жители нашего города Озёрска не стали исключением.

Сегодня мы ведем беседу с Екатериной Викторовной Гавриловой, педагогом, увлеченным читателем, верным другом Детской библиотеки, мамой, экологом по образованию и волонтером по призванию.

Екатерина Викторовна, расскажите, пожалуйста, про свой профессиональный опыт.

- Вообще, по образованию я эколог, и после окончания института несколько лет работала в Челябинском Университете. Тогда я поняла, что меня восхищает живой мир настолько, что я могу часами смотреть на чудеса в капле воды. Но, пока я наблюдаю, в это же самое время, в тот самый момент в окружающем меня мире происходят такие изменения, за которые лично мне становится по-настоящему больно. И я осознала, что просто сидя за микроскопом и восхищаясь каплей воды, я ничего не смогу изменить, а вскоре буду наблюдать, как угасает и гибнет природа. Некоторое время спустя, волею судьбы я оказалась в Озерске, вышла замуж, а во время декрета появилась возможность поработать преподавателем в институте, а после в школе.

Вы работали и работаете с детьми разного возраста: студентами, абитуриентами и школьниками. Вам нравится преподавать в школе?

- Да, я работала в Челябинском Государственном университете, в МИФИ, в Озерском филиале ЮУрГУ. А сейчас, в работе учителя есть множество плюсов для меня: меня вдохновляют дети и их яркие, живые эмоции, когда они видят жизнь через стекло микроскопа, их радость от сопричастности к общему и важному делу – очистке берега озера, например, и осознания того, что это их маленький вклад в одно большое ДЕЛО!

07Есть ли разница в работе с детьми, подростками и студентами?

- Конечно, есть! Но самое главное для меня – не возраст моих учеников, а работа с мотивированными детьми, которым интересна биология. Разумеется, в ЧелГУ на факультете биологии было работать здорово, но я переехала в Озерск, и так уж вышло, что именно сейчас большинство этих увлеченных биологией детей обучаются в Лицее №23, в первую, очередь, именно из-за профиля данного учебного заведения.

Есть или были ли рядом с вами люди, которые служили для вас примером, эталоном поведения и достижений?

- Наверное, у каждого из нас в жизни есть определенные учителя… Да, это мой научный руководитель Пряхин Евгений Александрович, доктор биологических наук и человек, который всегда фонтанирует идеями и заражает весь коллектив, необычайно заботливый, человек, за которым люди пойдут и в огонь, и в воду, будут работать с ним ночью, днем, в выходные, да, когда угодно… Вообще, моя научная деятельность началась в таком коллективе, который был готов за своим начальником идти до конца.

02Помимо педагогики, вы активный волонтёр. Как вы можете объяснить для себя, зачем вы занимаетесь волонтерством? Когда и как пришли к этому?

- Я убеждена в том, что школа должна заботиться том, как вырастить детей не только умными, но и добрыми. Я родилась в постперестроечный период. В это время пришел конец советской школе, которая как раз занималась тем, что учила детей быть полезными другим. Я всегда много читала и выросла на советской литературе про пионеров, пионерские отряды, тимуровцев. В моем школьном детстве этого не было, и мое поколение росло в другом обществе. Я помню Челябинск в то время заваленным горами мусора. В итоге выросло поколение 90-х – дети, не знавшие, что такое «быть общественно полезным». Мы не собирали макулатуру, не помогали старшим, не ходили в походы и не проводили коллективные субботники, не сажали деревья. Так уж вышло, что сейчас это люди, имеющие иные ценности, к сожалению. Порой это те, кому бывает сложно убрать за собой мусор и не стыдно что-то испортить. Мне же хочется что-то изменить. Всегда хотелось!

Что самое сложное в волонтерской деятельности?

- Самое сложное – зажечь детей, передать им те смыслы, на которые стоит потратить личное время помимо учебы. Ведь дети заняты учебой все свое время! Кто-то учится в двух, а то и трех школах одновременно. Свободного времени на другую деятельность просто нет. Но они идут! Идут сажать деревья. Идут чистить берег озера. Собирают корм для приюта животных. А еще читают книги, знакомятся с новыми детскими авторами, а после дарят книги Детской библиотеке. Ведь это тоже акт волонтерства! Эдакие «волонтеры чтения».

03Многие придерживаются позиции, что быть волонтером — это очень сильная психологическая нагрузка. Вы согласитесь с этим?

- Безусловно, нужно понимать, что если ты будешь жить и гореть какой-то идеей, то часть жизни ей придется посвящать. У меня прямо сейчас болит душа, удастся ли нам найти и оплатить очередной грузовик для «Разделяйки». Или, где мы найдем перегной для тех деревьев, что подросли в горшках. Более того, где мы найдем этим деревьям бережных хозяев, поскольку вырастить деревце проще, чем ухаживать за ним и сохранить.

Что входит в ваши обязанности? Какая у вас занятость?

- Во-первых, это мотивация детей к занятиям наукой. Я веду научное общество учащихся по биологии. Мы проводим различные экспериментальные работы, разрабатываем проекты. К примеру, это выращивание деревьев, входящих в перечень охраняемых видов, записанных в Красную книгу. Дети, работая над проектами, дружат, оказывают друг другу поддержку. Так внутри научного общества мы общаемся на разные темы, не только научные или околонаучные, но и литературные – обсуждаем прочитанное, делимся впечатлениями и отзывами. И даже внутри работы над проектом у каждого своя занятость: кто-то подбирает информацию в интернете, кто-то занимается информационной рассылкой в соцсетях, кто-то работает физически, кто-то готовит фотоотчет.

Экологический проект является исключительно внутришкольным или выходит за рамки одного учебного заведения?

- Наш волонтерский отряд «ПОМОГАТОРЫ» именно лицейский. Но есть ряд городских волонтерских организаций, с которыми мы сотрудничаем. Это «СМИК» Ольги Леонидовны Потеряевой, совместная работа с волонтерами Молодежного центра «Мир», с Молодежным центром «Лофт». Мы с детьми принимали участие в «Дне белой трости», проводили птичью экотропу. В общем, мы тесно дружим и постоянно взаимодействуем друг с другом в различных акциях.

Занимаетесь ли вы другими видами деятельности, не связанными с экологией?

- Раз в год в школе мы организуем сбор кормов для приютов животных. Дети, семьи очень отзывчивы в этом деле. Эти акции проводят сами педагоги внутри классов. А в 2015 году у нас был замечательный проект «Дерево Победы», посвященный ветеранам ВОВ. Наверное, это был мой самый любимый проект из тех, что мы делали с детьми. Мы придумали вместе с ветеранами посадить в их дворах по дереву. К сожалению, по здоровью, не все наши герои смогли непосредственно принять участие в этом деле. Всего у нас получилось 4 двора. Это было незабываемо: посадить дерево вместе с ветераном, пить чай с ребятней во дворе, слушать истории о довоенном детстве, фронтовых буднях и жизни после, уже в мирное время... То событие оставило в памяти детей сильные чувства. Многие даже не знали о том, какой человек живет с ними рядом! В Лицее существует еще отдельный проект «Забота». Он посвящен ветеранам педагогического труда. Его курируют отдельные классы Лицея и классные руководители.

06Вы рассказываете друзьям, коллегам про волонтерство? Вас поддерживает семья?

- Моя семья, моя работа, идеи – единое целое! Без поддержки моего мужа, по образованию также биолога-эколога, я бы вовсе не смогла реализовать некоторые проекты. Два года мы вместе возили детей в экологические экспедиции. Дети его просто обожают. Многие мои друзья помогают и с «Разделяйкой», с посадкой деревьев, с читательским проектом «Читай дальше!» для Детской библиотеки. Многие становятся первыми экспертами в выборе и чтении книг.

04На какие средства существуют экологические проекты? Ведь привлечь и мотивировать – одна задача, а транспортировка – это уже дело, требующее затрат. У вас есть спонсоры?

- Возьмем, к примеру, «Разделяйку». Это очень полезный проект! Для всех без исключения. Но «Разделяйка» - проект затратный, т.к. многие виды вторсырья не перерабатываются в Озерске и требуют транспортировки по области, а это бензин, амортизация и прочие особенности. Мы сотрудничаем в тесной связи с «Разделяйкой» и волонтерами в г. Касли. Нас в Озерске поддерживает ИП Симонов, ИП Прохоров. ООО «Уралрегионстрой» очень бережно собирает и возит наши елки и часть вторсырья в г. Челябинск. Деревянными поддонами для сбора елок и табличками обеспечило нас ПО «Маяк». А выбирать и приобретать книги в подарок Детской библиотеке помогает ООО «Уральские кабельные сети». Таким образом, сейчас наша деятельность держится на очень крепких дружеских связях, где каждый делает то, что может: помогает деньгами, временем, человеческими ресурсами.

Как думаете, каждый человек может быть волонтером?

- Люди разные. У всех разные душевные потребности. Но может КАЖДЫЙ! Вопрос в том, кто его на это вдохновит.

Есть ли учет численности занятых волонтеров? Ведете ли вы какую-то статистику?

- Сейчас стало довольно просто учитывать численность с помощью Федерального портала «Добро.ru», на котором мы регистрируем все наши акции и проекты, чтобы дети получали и копили верифицированные волонтерские часы в свои книжки. От 60 до 100 волонтерских часов позволяют получить дополнительный балл к ЕГЭ во многих ВУЗах. Таким образом, да, мы можем видеть прирост количества волонтеров и учитывать это в своей работе.

Что можете посоветовать тем, кто хочет попробовать себя в благотворительной деятельности, но по тем или иным причинам боится?

- Мне нравится такой принцип: «Делай то, что можешь! С тем, что имеешь! Там, где ты есть!». Можно не становиться членом сообщества, не примыкать к каким-то группам. Можно самостоятельно сделать что-то хорошее во благо. Но быть в сообществе определенно радостнее!

05Ведете ли вы профили, посвященные волонтерской деятельности? Какие?

- Да, конечно. Во-первых, публикуем новости на сайте и в группе Вконтакте Лицея 23.

Все-таки, Волонтерство – это хобби, образ жизни, профессия или призвание?

- Образ жизни! Волонтерство проникает во все сферы жизни человека. Невозможно уже жить по-другому.

Может ли волонтер получать деньги за свою работу?

- Может получать, а может не получать! Каждый год в нашем лицее проходит акция «Бумажный бум» по сбору макулатуры. Большая часть вырученных средств идет в фонд класса для проведения мероприятий, организации выездных экскурсий, посещения интересных мест. 5% с вырученных сумм мы перечисляем в небольшой наш внутренний фонд и используем на восстановление, поддержку и реализацию проектов сформированных и запланированных. Если речь о сборе макулатуры, то это всегда про деревья! Некий природный цикл. Купить, привезти удобрения, найти возможность сконструировать ограждения для саженцев, раздобыть материалы – все это кажется мелочами, но каждый шаг требует определенных ресурсов, как материальных, так и человеческих.

Что нужно, чтобы заниматься волонтерством и зарабатывать?

- К примеру, на «Разделяйке» у нас действует ярмарка, и это возможность для детей понять свои возможности, узнать, что такое собственное «производство» и выручка. Первая продажа и первая зарплата всегда приносят детям искреннюю радость. Мы с детьми шьем для ярмарки многоразовые экомешочки для фруктов, расписываем деревянные кулончики, делаем славянских кукол. Кстати, очень советую всем деткам почитать книгу немецкого бизнесмена Бодо Шефера «Пес по имени Мани».

Последний и традиционный вопрос: ваша любимая детская книга?

- Ой, сложный такой вопрос! Если детская и именно из моего детства, то это «Динка» Валентины Осеевой.

Беседу из цикла встреч «Путь к профессии» вела Катерина Скачкова, 
гл. библиотекарь Абонемента 5-9 классов.

Фото из архива Е. В. Гавриловой.

Печать Электронная почта

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Память войны

volonter150x100

Министерство культуры Российской Федерации  Минобрнауки России  Министерство культуры Челябинской области  Министерство образования и науки Челябинской области  Официальный сайт администрации Озерского городского округа  Управление культуры администрации Озёрского городского округа  Театр Наш дом