МКУК ЦБС г. Озёрск
Централизованная библиотечная система г. Озёрска
ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА

Книга месяца старшим

ishenkoКнига месяца (июль 2022): Ищенко, Дмитрий В.   В поисках мальчишеского бога : повесть / Дмитрий Ищенко ; иллюстрации Маши Судовых. - Москва : КомпасГид, 2018.

Подробнее о книге

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Яркие новинки последних лет

На абонементе и в читальном зале

Дорогие книгочеи старшего абонемента и читального зала!

В фонд детской библиотеки поступает немало удивительных книг, которые "не отпускают" читателя еще долго после того, как перевернута последняя страница. Об этих ярких новинках последних лет я и хочу рассказать вам, чтобы вы обратили на них внимание. Среди них есть книжки забавные, которые веселят, увлекают и позволяют отдохнуть. Есть и другие - книги для "вдумчивого" чтения, которые могут стать вашими добрыми советчиками в разных жизненных ситуациях.

На абонемент 5-9 классов и в читальный зал поступило немало таких новинок. А расскажу вам о них я - библиограф Мальцева Татьяна Витальевна.

Старк, Ульф.

Умеешь ли ты свистеть, Йоханна? Сикстен: Повести

/ У. Старк; Пер. со швед. О. Мяэотс; Худ. Я. Хорева. - М.: Самокат, 2006. - 122 с.: ил. - (Лучшая новая книжка).

Перед нами две небольшие повести, написанные исключительно простым и милым языком, находящим самый короткий путь к сердцу читателя. Это не нарочитая простота, это язык самой жизни, с ее печалью и юмором, и читатель с первых фраз забывает, что перед ним художественное произведение, и просто живет вместе с двумя приятелями Ульфом и Беррой, которые решили найти Берре дедушку, и вместе с Сикстеном, который хочет помочь своему папе снова жениться.

У каждого мальчика должен быть дедушка, чтобы рыбачить с ним, есть заливные свиные ножки и дарить подарки на день рождения. А у Берры дедушки нет, и это так несправедливо! Но герои Ульфа Старка не пасуют перед трудностями. Мальчики решительно отправляются в дом престарелых, где живет множество ничейных дедушек - пожалуйста, выбирай! И Берра выбирает себе в дедушки одинокого старого Нильса и начинает выполнять все то, что положено делать порядочному внуку, и даже много, много больше того. История трогательна, иногда смешна, иногда печальна. Старый Нильс благодаря неожиданно свалившемуся на него "внуку" прожил несколько чрезвычайно ярких и полных впечатлений недель, а Берра научился у него не только художественному свисту, но и тем урокам души, которые иным детям безуспешно пытаются научить воспитатели. Возможно, у книги это получится лучше?

Герой второй повести, Сикстен, тоже трудностей не боится. Он живет вдвоем с отцом, для которого после развода стал светом в окошке. Тот опекает его как маленького - при том, что Сикстен вполне самостоятельный мальчуган, умеющий постоять за себя, хотя он и не самый сильный в классе. Трудность в том, что отец уверен: им с Сикстеном никто не нужен, потому что им и вдвоем замечательно. Но у Сикстена другое мнение: хорошо бы, если бы светом в окошке для папы стала какая-нибудь милая, добрая женщина… Но вот как вынудить упрямого папу признать это и пойти на свидание? Придется взять дело в свои руки!

"Ульф Старк умеет писать о самых сложных проблемах так просто и ясно, что понятно даже взрослым", написали однажды в Дагенс Нюхетер, шведской ежедневной газете. И с этими словами трудно не согласиться. Новая книга самого знаменитого сегодня шведского писателя, которого считают наследником традиций Астрид Линдгрен, служит их очередным подтверждением.

Эта книга есть на абонементе 5-9 классов

Литтл, Джин.

Неуклюжая Анна

/ Д. Литтл; Пер. с англ. О. Бухина, Худ. М. Патрушева. - М.: Центр "Нарния", 2005. - 238 с.: ил. - (Тропа Пилигрима).

Маленькая немецкая девочка Анна Зольтен родилась в большой и дружной семье. У нее есть мама и папа, любящие и работящие, и четверо веселых и талантливых старших братьев и сестер - Рудольф, Гретхен и близнецы Фриц и Фрида. Кажется, больше ничего и не надо для счастья… Но Анне не так уж легко живется на свете. Она и шагу не может ступить, чтобы не наткнуться на что-нибудь и не опрокинуть. Ее неловкие пальчики не умеют не то что аккуратно шить, но даже нитку вдернуть в иголку. Ей кажется, что она всех раздражает (кроме, конечно же, папы), вот и прозвище ей придумали такое обидное: "Неуклюжая Анна"! А разве она виновата, что такая неуклюжая?

"Не виновата", - уверяет семью Зольтенов доктор Шумахер. - "Разве вы не знали, что Анна почти ничего не видит?"

И вот в жизни Анны наступают большие изменения. Ее семья покидает Германию, где фашисты устанавливают свои страшные порядки, и эмигрирует в Канаду. Слабовидящую девочку определяют в специальный класс, где она встречает новых друзей, новую учительницу и совершенно другое отношение. Любовь к семье, живущая в душе Анны Зольтен, выплескивается в подарке, который она делает для родителей своими собственными руками, словно созданными для монотонной, методической работы. Ее плетеная корзинка получается самой аккуратной и красивой в классе. Просто не верится, что неумелые детские ручки могли сотворить такую красоту... Но в рождественскую ночь возможны всякие чудеса, а перед нами - самая настоящая рождественская история, с трагическим началом и счастливым концом. Вот только в преображении Анны Зольтен нет никакого чуда. Да, изменились условия - но Анна-то осталась такой, как и была. И в рождественскую ночь родные - мама, братья и сестры Анны разглядели в ней то, что всегда видел отец - верное и любящее сердце, и душу, открытую прекрасному.

Книга снабжена замечательным предисловием, из которого читатель узнает, что канадка Джин Литтл, автор "Неуклюжей Анны", не понаслышке знакома с тяжкими проблемами, ожидающими слабовидящего ребенка. Джин не расстается со своей собакой-поводырем, а книги пишет с помощью особенного, "говорящего" компьютера. Плохое зрение не помешало этой мужественной женщине стать учительницей, а затем и писательницей, книги которой многократно переиздавались в разных странах мира.

Эта книга есть на абонементе 5-9 классов

Толкин, Дж. Р. Р.

Роверандом

/ Дж.Р.Р.Толкин; Пер. с англ. Н.Шантырь; Худ. В.Челак. - М.: ООО "Издательство АСТ": ООО "Издательство Астрель", 2003. - 172 с.: ил. - (Золотая библиотека)

Впервые на русский язык переведена сказка Дж. Р. Толкина "Роверандом", которую он придумал для своих маленьких детей. Шумный успех "Хоббита" отвлек внимание читателей от приключений маленькой собачки, но сейчас мы можем прочитать эту книжку и оценить совершенно прелестную историю.

Представьте себе веселого щенка, играющего во дворе с замечательным желтым мячиком. Представили? А теперь представьте странного человека в шляпе с пером, который попробовал в шутку этот мячик отобрать. Да какая же собака потерпит такое?! И Ровер вцепился незнакомцу в брюки и оторвал кусочек брюк… возможно, даже и кусочек самого человека. Потому что тот ужасно рассердился и… превратил Ровера в игрушку! Кто же мог предположить, что незнакомец в шляпе с пером окажется волшебником!

Так начались приключения Ровера в виде маленькой игрушечной Просящей собачки. Много опасностей подстерегает игрушку, и даже если Песчаный колдун пожалеет тебя и вернет способность двигаться, все равно прежним Ровера может сделать только волшебник с синим пером. И Ровер ищет его - на Луне и в море, чтобы попросить прощения за свою невежливость и умолить расколдовать его обратно… Наверное, читателям этой книги запомнится образ белого щенка с черными ушами, летящего над поверхностью Луны на крыльях - таких же белых, с черными пятнышками… Или образ Ровера, плывущего со своим другом морским псом, с помощью волшебных перепончатых лап… О, маленького Ровера ждет много испытаний и превращений. Но в конце… в конце он встретит своего волшебника.

Эта книга есть в читальном зале и на абонементе 5-9 классов

Смит, Доуди.

Сто один далматин

/Д. Смит; Пер. с англ. Н. Чупеев; Худ. В. Лестников. - М.: Стрекоза-Пресс, 2002, 1999. - 94 с.: цв. ил. - (Библиотека школьника).

Нарядная окраска - белая шерсть в черную крапинку, мягкие висящие уши, добрый нрав. Разве можно поверить, что бывают люди, способные причинить вред симпатяге-далматину? Но в сказке Доди Смит такая злодейка нашлась. Ее зовут Страшиндия Диавол, и она мечтает сшить себе пальто далматинской окраски. А для этого нужно очень много далматинов! И вот сто один далматин заперты в страшном Черном доме. Но очень много далматинов - это очень много отваги, предприимчивости и фантазии. Как вы думаете, может ли какая-нибудь злодейка остановить сто и одного далматина, решившихся на побег?!

 

Книга имеется в читальном зале и на старшем абонементе.

Кейв, Кэтрин

Императорский пес: повесть

/ К. Кейв, К. Риддел ; пер. с англ. А. Бродоцкая ; худож. К. Риддел. - СПб. : Азбука-классика, 2006. - 156 с. : ил.
7-9 кл.

Два братца-щенка неизвестной породы были совершенно одинаковыми, но как по-разному сложились их судьбы! Один волей случая (и при помощи юного садовника Фреда) оказался среди подарков, преподнесенных императору его подданными на день рождения. Другой был подобран девочкой Анной, дочерью бедного жестянщика.

Император чрезвычайно гордился своим псом Сэмом, ведь он был уверен, что является владельцем последней собаки из редчайшей породы гракльхаундов. Анна тоже очень гордилась своим Чумазиком, чрезвычайно сообразительным псом, который вместе со своими друзьями, котом и голубем, терроризировал весь квартал. Ах, какие налеты на рыбные и мясные лавки они устраивали! Как виртуозно воровали бараньи котлетки! Сколько души вкладывали во все свои затеи! Столько же, сколько вкладывал императорский пес Сэм, маршируя на парадах и сопровождая своего императора на концертах. И вот однажды два пса встретились и случайно поменялись местами…

Читайте "Принц и нищий" на собачий лад и насладитесь великолепными и препотешными иллюстрациями работы Криса Риддела.

Книга есть на Абонементе 1-4 и 5-9 классов.

Биник, Кристиан

Суперсыщик Освальд и банда пакетоголовых : повесть

/ пер. с нем. Р. Эйвадис; худож. Р. Бучков. - СПб.: "Азбука-классика", 2004. - 208 с.: ил. - (Проект "Шаги/Schritte")
5-8 кл

Немецкий писатель Кристиан Биник - автор серии книг про сообразительного и находчивого пса по имени Освальд. Сам Освальд убежден, что хотя он и не очень породистый пес, но все равно "потрясающе умная, обалденно веселая и суперотважная собака". И хозяин Освальда, двенадцатилетний Тим, с ним полностью согласен.

И вот в городе, где живут Освальд и Тим, происходит череда загадочных преступлений! Неизвестные злоумышленники надевают себе на голову пакеты с прорезями для глаз, носа и рта и средь бела дня отнимают у приличных людей карманные деньги! Подходящее дело для Клуба детективов, тем более, что уже три юных сыщика стали жертвами банды Пакетоголовых. Настоящий вызов для Освальда, ведь в дело замешаны его личные интересы…

Человек, написавший эту книжку, знает толк в собачьей психологии. Наверное, поэтому у него получилось так забавно и трогательно описать историю зарождения нежных чувств героического Освальда к очаровательной четвероногой Сенте: "Эти глаза! Такие черные, как… э… даже не знаю какие, и такие загадочные, как… э… что просто слов нет". Но это только в присутствии своей прекрасной собачьей дамы Освальд теряет дар речи. В деле он решителен, сообразителен и быстр. Поэтому у коварных Пакетоголовых нет никаких шансов.

Прочитайте эту смешную и увлекательную книжку и, честное слово, вам захочется новых и новых приключений с этими же героями!

 

Эта книга есть на абонементе 5-9 классов

Пеннак, Даниэль.

Собака Пес: повесть

/ Д. Пеннак; пер. с фр. Н. Шаховская; худож. Т. Кормер. - М.: Самокат, 2004, 2008. - 173 с.: ил. - (Лучшая новая книжка).
5-7 кл.

Жизнь Пса началась в картонном ящике, среди других новорожденных щенят. Ему не повезло с самого начала: он родился некрасивым, и хозяин решил от него избавиться. Очнулся Пес на городской свалке. Добрая Черная Морда усердно вылизывала его, рассуждая:

- Это, знаешь ли, редкий случай, чтоб утопленный щенок выжил. Ну что! Открыл глаза - так пользуйся, гляди в оба и учись быстрей. Не век же мне тебя кормить, я уже старая, я устала, сколько десятков выкормила до тебя, я вам кто, в конце концов? Мне это надо? Нет, в самом деле!

Черная Морда оказалась прекрасным учителем. Она научила щенка увертливости и ловкости, умению читать запахи, а еще объяснила ему, что у собак бывают хозяева и хозяйки. О своей собственной хозяйке Черная Морда говорила "совсем другим голосом, полным воспоминаний, нежности, тайны, обожания, близости, боли и еще много чего сразу":

- Очень хорошая, - и добавила с гордостью: - Я хорошо ее воспитала…

А что это значит - воспитать своего хозяина? Пес не знал, а Черная Морда не успела объяснить. Но щенок твердо решил, что найдет себе хозяйку, и отправился в путь.

Эта книга - такая же удивительная, как ее название. Такая же честная, как овчарка по имени Лохматый, который преподал щенку еще один важный урок - мужества на пороге смерти.

Это горькая книга - уж очень много испытаний выпало на долю маленького Пса. Бездушные погубители собак и их жуткий черный фургон, бесконечные дороги, страшные автомобили, от которых так трудно увернуться; голод, который так трудно утолить, предательство… Нешуточным испытанием оказалась и девочка по имени Пом, которая досталась Псу в хозяйки. Каприз побудил ее взять себе самую некрасивую собачонку в собачьем приемнике. А дальше, как это часто бывает, Пес ей наскучил…

Не нужен он был и ее родителям: папе, поглощенному работой и заботами о здоровье, и маме, помешанной на чистоте. И вот этих-то людей Пес должен был воспитать?! Он не знал, как. Никто не успел его научить. И тогда, в одном шаге от отчаяния, Пес встретил своего нового друга и учителя - устрашающей внешности дворнягу по имени Гиеныч.

От Гиеныча Пес узнал, что у собак бывают не только люди-хозяева, но и люди-друзья, и что друзьями их делает взаимное уважение. Псу предстояло объяснить Пом, что он важнее ее школы, подруг и кукол, что его привычки надо уважать, и знаете что? Он сумел это сделать.

Он верил в свою Пом, ведь плохая хозяйка ни за что не придумала бы псу такого уважительного имени.

Приключения маленького Пса описаны удивительно ярким языком. Читатель постоянно ловит себя на мысли: "Как это точно подмечено! Ведь так оно и есть!" Судите сами: "С недавних пор он повадился дожидаться у школ звонка с последнего урока. …Всякий раз будто скороварка взрывалась, не выдержав давления, и на улицу высыпали дети…"

Эта книжка бывает и забавной, ведь люди и животные смотрят на мир совсем по-разному, и от этого случаются всякие недоразумения. И, конечно, это нескучная книжка, ведь ее написал человек, с самого рождения окруженный собаками и кошками. Даниэль Пеннак прекрасно знает, что такое взаимное уважение между человеком и его четвероногим другом, и умеет рассказать об этом так, что вам наверняка запомнятся и маленький решительный Пес, и воспитанная им девочка Пом, и весь кошаче-собачий Париж, который тоже стал героем этой чудесной книги.

Эта книга есть в читальном зале и на абонементе 5-9 классов

Пеннак, Даниэль.

Глаз волка: повесть-сказка

/ Д. Пеннак; Пер. с фр. Н. Шаховская. - М.: Самокат, 2006, 2007. - 94 с.: ил. - (Лучшая новая книжка).
5-8 кл

Чернокожий мальчик по имени Африка целыми днями простаивает перед клеткой одноглазого полярного волка в парижском зоопарке. Волк ненавидит людей. Волка раздражают клетка, надоедливые посетители и этот странный мальчик, который не сводит с него глаз - волка, что ли, не видел! Так проходят день за днем, и в глазах друг друга мальчик и волк читают истории своих жизней.

Может ли быть интересной книжка с таким содержанием? Может, да еще какой интересной! Такой, что не оторваться до самого конца. Французский писатель Даниэль Пеннак, кажется, просто не умеет писать по-другому… Он увлекает своими историями и заставляет крепко задуматься, не боится погрузить своего читателя в грусть и, главное, учит, чем питать в этой грусти надежду и веру в лучшее.

Да, сказки Пеннака мудры и часто печальны, но они точно наполнены внутренним светом, который и позволяет надеяться, что для героев все может окончиться хорошо и по справедливости даже в нашем часто недобром и несправедливом мире. Вот и эта сказка о полярном волке, лишенном свободы, и африканском мальчике-сироте заканчивается на светлой ноте. Но поскольку Пеннак - очень честный писатель, он не кормит нас сладкими байками, где все улаживается само собой. Не улаживается. Храбрый и верный полярный волк и африканские звери по-прежнему остаются пленниками зоопарка, но в их жизнь с появлением мальчика Африки возвращается ощущение того, что каждый из них - больше не одинок, что друг не забыл и не бросил его, и нашел его даже на другом континенте.

Эта удивительная повесть о дружбе, самоотверженности и любви вышла в серии "Лучшая новая книжка", и это название, на мой взгляд, ею полностью заслужено.

 

Эта книга есть в читальном зале и на абонементе 5-9 классов

Востоков, Стас

Остров, одетый в джерси, или Специалист по полуобезьянам: роман

/ С. Востоков. - М.: Время, 2007. - 222 с.: ил.
7-9 кл.

Стас Востоков пишет удивительно: легко, смешно, увлекательно. Читаешь его книжку "Остров, одетый в джерси" и не замечаешь, как страница пролетает за страницей. Ты веселишься, читая забавнейшие описания событий внутри вольер, рассматриваешь замечательные авторские картинки, которыми он щедро усыпал всю книжку, словом, получаешь огромное удовольствие от знакомства с автором и, конечно, с джерсийским зоопарком и его обитателями. Но под воздушной легкостью повествования и невероятно забавными словесными портретами людей и зверей скрывается вполне серьезный рассказ о буднях Международного Центра, Обучающего Сохранению Природы, куда приезжают на стажировку лесники и ветеринары, молодые ученые и, в случае Стаса, работники зоопарка с разных концов света. Все, кто любит животных и хочет помочь сохранить их от вымирания.

За три месяца обучения в Центре Стас успел прослушать цикл лекций, поработать уборщиком клеток и раздатчиком корма и написать курсовую о своих любимцах - лемурах вари и катта. Что за восхитительные сценки он описывает: "Из-за фрукта началась свара. Черные лапы стали бить по черным мордам. Засверкали белые зубы. Показались краснейшие языки", - всего несколько штрихов, и перед глазами уже развернулась картинка!

"Он был совершенно лыс, - пишет Стас про птичьего смотрителя Риса. - Но это его ничуть не портило, так как голова его имела такую же совершенную форму, какую имеет, например, куриное яйцо. Крупное тело Риса было прекрасной подставкой для такой головы". Видите, представляете себе Риса? Я - да. А вот еще один портрет:

"Я увидел старика. Он сидел на дереве и сердито смотрел на меня сверху. На старике не было совсем никакой одежды - его тело покрывала плотная шерсть черного и серого цвета. …Старик смотрел на меня так упорно, будто хотел взглядом вытолкнуть из зоопарка. Не справившись с этим делом, он заворчал и полез на вершину дерева, волоча по ветвям длинный хвост". Так состоялось знакомство автора с приматом колобусом.

Но, перемежая наброски с натуры со смешными случаями в клетках и курьезными историями на лекциях, Востоков ни на минуту не забывает, что предмет его книги - очень серьезен и вовсе не смешон. Другое дело, что о серьезных вещах он умеет писать увлекательно и не занудно, и, например, читатель проглатывает историю зоопарков и их развития в разных странах, совершенно не заскучав, и понимает только, что получил вполне аргументированное мнение, почему зоопарки необходимы, и почему животным в них лучше, чем на воле. Разумеется, если это - хороший зоопарк. Такой, как джерсийский.

Прекрасная книга, написанная увлеченным и талантливым человеком, заслуженно победившая на Всероссийском конкурсе "Алые паруса".

Эта книга есть в читальном зале и на абонементе 5-9 классов

Моргенштерн, Сюзи.

Письма о любви от 0 до 10 : повесть

/ С. Моргенштерн; пер. с фр. К. А. Мильчин. - М.: ОГИ, 2005. - 135 с. - (Книжки на вырост).
7-9 кл.

Десятилетний Эрнест живет со старой Бабушкой и столь же пожилой домработницей Жерменой и даже не подозревает, насколько необычна его жизнь. Весь его день длится по заведенному старыми дамами распорядку, и Эрнест сам напоминает старичка. В его жизни нет места никаким ярким впечатлениям и событиям. Он никогда в жизни не звонил по телефону, не смотрел телевизор и не был в магазине. Путь из дома в школу и обратно - вот вся его прогулка. Книги и фотографии погибших на войне деда и прадеда - все развлечение. Он догадывается, что у других детей все по-другому. Наверное, это потому, что у них есть родители, а вот у него - нет.

Девочкам в классе Эрнест интересен, ведь он сам не подозревает о том, какой он красивый. К тому же одет так странно - точно мальчик из английского пансиона… Такой вежливый, начитанный, первый ученик в классе. Такой молчун, таинственный, всегда одинокий. Девочки соперничают за внимание Эрнеста, но безуспешно.

Все меняется, когда в классе появляется новенькая - Виктория. Воспитанная в многодетной семье, она, не церемонясь, втягивает Эрнеста в свою жизнь, и тут же с ним начинают происходить настоящие чудеса: он знакомится сразу с двенадцатью братьями Виктории… впервые берет на руки младенца… идет в супермаркет за продуктами… звонит по телефону… Да все вообще происходит с ним впервые! Даже важный разговор с Бабушкой о том, а жив ли его, Эрнеста, отец? И это только самое начало великих перемен в семье Морлесов, которые приведут к тому, что мальчик-"старичок" Эрнест окажется обладателем не только друзей, но и отца и пяти младших сестренок!

…А что же это за письма о любви? Это письма, которые отец писал Эрнесту в течение всей жизни мальчика, но не решался отослать. Так они и копились в папках, помеченных годами, чтобы однажды мальчик получил их все сразу - и зачитался, убеждаясь, что он не одинок, любим и очень-очень нужен.

 

 

Эта книга есть на абонементе 5-9 классов

Ким, Анатолий Андреевич.

Арина: роман-сказка для чтения вслух

/ А. А. Ким; Худ. В. В. Козлов. - М.: Октопус, 2006. - 221 с.: ил.

Эта книга завораживает с первых строчек. История, рассказанная в ней, кажется на первый взгляд незамысловатой: четырехлетнюю девочку Арину привезли пожить в деревне у бабушки, пока ее мама съездит за границу. Но написана эта история таким чистым, таким прекраснейшим, настоящим русским языком, что читатель начинает получать нешуточное удовольствие не от поворотов сюжета, а от самой жизни, описанной в книге. От деревенского полуграмотного говора бабушки, ее житейской мудрости и смиренной набожности, от того, каким замечательным детским языком выражает свои мысли маленькая Арина. От этого веет правдой, и историей проникаешься до самого сердца, а обеих героинь - и бабушку, и внучку - начинаешь любить, как родных, задолго до середины книги.

Маленькая Арина, осваивающаяся после городской жизни в новом мире, смотрит на деревенское житье-бытье незамутненным, свежим взглядом и видит, как погибающая деревня жалка и бедна, как несчастны домики, брошенные жильцами, как одиноки оставленные своими взрослыми детьми старушки, как тяжко приходится всем бороться за жизнь. Всех вокруг - людей, животных и брошенные домики Арина любит и жалеет, а со зверями даже умеет разговаривать, как могут все маленькие дети. Но и посреди такого беспросвета бабушке удается находить и показывать маленькой внучке светлые и прекрасные картины, от которых дух занимается в восторге. Таково описание сияния на небе в святой день. Таково бабушкино настроение в день Пасхи.

Но несмотря на печаль, которую временами испытывает читатель, "Арина" - книга необыкновенно светлая, и этот внутренний свет точно изливается с каждой страницы. Как уж это удалось Киму, неведомо, но читатель верит, что все у героев наладится, что надежды Арины на лучшее не будут обмануты, что милая бабушка обретет наконец уютный дом и обеспеченную старость, а у маленькой Арины снова появятся любящие родители.

Эта книга есть в читальном зале и на абонементах 1-4 и 5-9 классов

А вот что предлагают прочитать подросткам журналы:

Крапивин, Владислав Петрович

Рыжее знамя упрямства : роман

/ В. П. Крапивин //Путеводная звезда. - 2006. - N 1. - С.1-32; 49-80. - (Начало. Продолжение в N 2/2006).
7-9 кл.

Новая книга о судьбе отряда "Эспада". Прямым продолжением "Мальчика со шпагой" был "Бронзовый мальчик", и в нем рассказывалось, как нелегко приходилось отряду в девяностые годы. И вот - вырос герой "Бронзового мальчика" Даня Рафалов по прозвищу Кинтель, а матросами и барабанщиками "Эспады" стали новые ребята - Словко, Рыжик, близнецы Нессоновы…

"Рыжее знамя" оставляет двойственное впечатление. С одной стороны, этот роман может показаться скучным ребенку, который не читал о ранней "Эспаде" и которому могут быть малоинтересны подробности жизни выросших эспадовцев. Крапивин щедр на рассказы об их взрослой жизни и не скрывает от своих читателей никаких тяжелых деталей: его выросшие мальчики не только женились и растят детей, они прошли войны в Афганистане и Чечне, побывали в плену, а кое-кто и погиб - да не на войне, а при самых загадочных обстоятельствах. Возможно, у кого-то появится искушение пропустить эти страницы. Но, с другой стороны, перед нами типично крапивинская книга: целый ряд признаков позволяют безошибочно определить авторство. А значит, у нее есть все те достоинства, за которые этого писателя так давно и заслуженно любят.

Существуют ситуации и конфликты, мимо которых не могут пройти юные герои Командора. В редкой его книге не встретишь напряженной сцены, когда несколько взрослых (учителя, воспитатели, чиновники) ополчаются на упрямого ребенка с острым ощущением справедливости или несправедливости происходящего. И ребенок делает выбор, руководствуясь собственной совестью и пониманием чести. Вот и здесь возникает нешуточный конфликт: маленькие барабанщики "Эспады" в красивой форме с аксельбантами стали желанными гостями на всяческих презентациях и "мероприятиях", только что не превратились в обязательные элементы декора. Им это не по душе, а что поделать? В непростые времена рыночных отношений отряду надо выживать. Но недалек тот день, когда барабанщикам "предпишут" явиться и приветствовать эффектным боем влиятельного человека, по вине которого погиб их ровесник, маленький поэт - и барабанщики откажутся, не задумываясь. Спокойно сложат палочки, плюнут на поездку в лагерь и отправятся рассекать волны на своих легких судах, ведь они не только барабанщики - они матросы, капитаны и штурманы. И свои звания получили не за красивые глаза и не в качестве приложения к эффектной форме. Эпизод во время шторма, когда капитан Словко и матрос Рыжик едва не погибли, подтверждает это лучше всего.

Мне кажется, новая книга - попытка объединить взрослых и юных читателей Крапивина. Она актуальна, честна и без прикрас рисует нашу действительность. "Эспаде" приходится нелегко, но мальчишки и девчонки отряда доказывают, что и во времена бездушных товарно-денежных отношений есть место тем понятиям, которые многим кажутся устаревшими. А вот эспадовцы и Крапивин говорят: нет! Честь, мужество и совесть не превратились в пустые слова, маленькие барабанщики не торгуют блеском своих аксельбантов и снова и снова упрямо вздевают свое оранжевое знамя, яркое, как язычок костра на берегу, разрисованное вручную. Настоящее.

Этот журнал есть на абонементе 5-9 классов и в читальном зале

Крапивин, Владислав Петрович

Дагги-Тиц

/ В. П. Крапивин // Путеводная звезда. - 2008. - N 1, 2.
5-8 кл.

"Дагги-Тиц" - первая повесть Владислава Крапивина, написанная после переезда из Екатеринбурга в родную Тюмень на постоянное место жительства. В этой вещи есть много от "прежнего" Крапивина: как ребята из "Эспады" боролись с чиновниками за помещение детского клуба, так актеры детского театра "Штурманята" борются с бизнесменом Молочным, которому приглянулся отремонтированный детьми полуподвал: по его мнению, прекрасное тут получится кафе! Кажется, годы прошли, а ничего не изменилось… Но только главный герой повести - Инки (он же Смок) - напоминает не Сережу Каховского, а, скорее, сурового Кинтеля из перестроечного "Бронзового мальчика". Именно в годы перестройки "неблагополучный" мальчик впервые вышел из второстепенных персонажей, став центральным героем крапивинской книги. С точки зрения многих взрослых он неблагополучен: замкнутый, независимый, умеющий за себя постоять, не лезущий в карман за словом, не очень-то опрятный, не старающийся понравиться взрослому… Словом, очень далекий от образа идеального ребенка, живущего в мечтах многих учителей и воспитательниц. Таким был Кинтель, и четвероклассник Инки тоже такой. Очень самостоятельный и очень одинокий. А каким еще ему быть, если мать то и дело уезжает в непонятные командировки, оставляя сына на попечение подруги? Неудивительно, что неряшливый, заброшенный, нелюдимый и независимый Инки не нравится учителям. Только его одноклассница Полянка знает его настоящего - умницу, храбреца, мечтателя, преданного друга, но однажды уезжает и она. Инки снова остается один.

Одиночество ребенка - не новая тема в творчестве Крапивина. А вот идея о том, чем может ответить ребенок на агрессию окружающего его мира взрослых, доведена в этой повести до абсолюта. Не просто - ребенок может нагрубить, бросить школу, заляпать навозом портрет всесильного бизнесмена… Еще острее, еще страшней - задумать убить. Ребенок может придти к мысли, что злого взрослого можно и нужно убить…

Инки сталкивается именно с такой ситуацией. Сказанные в запале, с обиды злые слова тянут за собой цепочку несчастий и оборачиваются реальной гибелью живого существа. Инки впервые задумывается об ответственности за свои слова и желания и приходит к выводу о ценности жизни в любом ее проявлении - муха ли это, умирающий ли от истощения уличный котенок… или злой и жадный человек, забравший в свои руки власть над городом и равнодушно топчущий чужие судьбы. Что там кафе в помещении детского театра! Что там декорации, выброшенные на улицу! Господин Молочный распоряжается жизнями людей, хороших и честных людей, которых и так ужасающе мало. Что ж - могут ли дети отомстить такому вот господину Молочному, могут ли отнять человеческую жизнь?... Страшный вопрос. Страшная ситуация. Но разве не читаем мы в газетах и не слышим в новостях жуткие истории о том, как школьники мстят нелюбимым учителям, как дети берут в руки оружие? Трудное время подбрасывает трудные темы, и писатель не имеет права проходить мимо, закрывая глаза.

В старой крапивинской книжке "Трое с площади Карронад" одним из самых ярких эпизодов был момент, когда герой нес неразорвавшийся снаряд в своем школьном портфеле - мальчуган, рискуя жизнью, оттаскивал опасную штуковину в безлюдное место. В новой повести Крапивина "Дагги-Тиц" Инки и его друг Гвидон тащат такой же снаряд, чтобы подложить его на пути машины Молочного… Время изменилось, изменились дети, изменились и поступки. Но когда проходит ночь, оставшаяся до взрыва, мы убеждаемся, что изменения не затронули главного в душах героев, того, за что столь многие читатели и любят крапивинских ребят - чистых и светлых, тонко настроенных ощущать всякую несправедливость и бороться с ней, прямодушных и самоотверженных, не идеальных, но старающихся стать лучше.

Журнал есть на абонементе 5-9 классов и в читальном зале

Лиханов, Альберт.

Слетки: роман

/ А. Лиханов // Путеводная звезда. Школьное чтение. - 2009. - N 4-5. - С.1-64, 81-127
7-9 кл.

Слетки - юные птенцы, решившиеся на первый полет и свалившиеся на землю. В такой момент они - легкая добыча для хищников и злых людей, еще беспомощные, вчерашние птенцы. Защитить их - и они окрепнут, наберутся силенок и взлетят. Так и мальчишки, вчерашние школьники. Кем они станут, какая ждет судьба их - обычных ребят из провинциального городка, умирающего в тисках рынка? У героев книги нет ни отца, чтобы помочь примером и советом, ни связей, ни денег, только труженицы мать и бабушка. Судьба братьев Бориса и Глеба Горевых - в центре нового романа Альберта Лиханова. Романа о трудном и малорадостном детстве, о крепкой братской любви, когда старший брат спиной прикрывает младшего от всех напастей. О выборе жизненного пути, о мечте, о том, как по-разному сложилась судьба таких похожих мальчиков. Роман написан для таких же "слетков" - для завтрашних выпускников школ и призывников, написан по-взрослому сурово, с надеждой, что Интернет-поколение не разучилось думать и мечтать, и сохранило в себе и чистоту, и тягу к красоте и правде, и, выбирая свой путь, не будет искать легких дорог, а выберет трудную, но правильную.

Этот роман адресован старшим школьникам.

Журнал есть на абонементе 5-9 классов и в читальном зале

 

 

Вот и все на сегодня. Приятного и вдумчивого чтения!

Мальцева Татьяна Витальевна, библиограф. февр. 2010

Печать Электронная почта

Эта статья перенесена в архив. Не возможно добавить комментарий.

Память войны

volonter150x100

Министерство культуры Российской Федерации  Минобрнауки России  Министерство культуры Челябинской области  Министерство образования и науки Челябинской области  Официальный сайт администрации Озерского городского округа  Управление культуры администрации Озёрского городского округа  Театр Наш дом