Тьюторское сопровождение в школе
Тьюторское сопровождение в школе: история, технология, опыт.
Тьютор (в переводе с английского tutor) означает «домашний учитель, репетитор, школьный наставник, опекун». Тьюторская деятельность у нас в стране, к сожалению, пока еще имеет достаточно низкий статус. А между тем профессия эта в системе образования ничуть не менее значима, чем профессия учителя. В этом списке литературы – статьи, которые раскроют сущность тьюторского сопровождения школьников в процессе обучения и воспитания.
1. [Тема номера: "Тьюторство в аспекте результативности образования"]
// Управление школой. Приложение к газете "Первое сентября". - 2004. - N 27-28. - С.2-45.
Тьюторская работа в переходном пятом классе ; Тьютор и учитель-предметник ; Тьюторство в старшей школе ; Особенности тьюторства в гимназии ; Модели тьюторского сопровождения ; Образовательное пространство школы ; Тьюторское сопровождение формирования образовательного заказа.
2. [Тема номера: О жизни и смерти] // Классное руководство и воспитание школьников. Приложение к газете "Первое сентября". - 2008. - N 22. - С.1-48
Подростковые суициды. Как помочь ребенку в кризисной ситуации. Ребенок в ситуации утраты. Как поддержать ребенка, потерявшего родных или знакомых. Роль тьютора в решении данной проблемы.
3. Александрова, Екатерина. Перекрестки психологии и педагогики / Е. Александрова // Школьный психолог. Приложение к газете "Первое сентября". - 2007. - N 3. - с.6-9
Роль и место тьютора в школе.
4. Буданова Г. П. Тьютору о тьюторстве / Г. П. Буданова // Завуч. - 2007. - N 4. - С. 30-59
В статье представлена разработка теоретической концепции и модели сетевого взаимодействия тьюторов по сопровождению процесса повышения квалификации педагогических работников, выполняющих функции классных руководителей.
5. Васильева Е. Н. Тьюторство как механизм непрерывного профессионального образования педагога / Е. Н. Васильева // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2006. - N 6. - с.32-37
Ворожцова И. Б. Педагогический смысл тьюторского сопровождения образовательной деятельности / И. Б. Ворожцова // Начальная школа. - 2010. - N 5. - С.27-31
6. Дудчик С. В. Тьюторское сопровождение: история, технология, опыт / С. В. Дудчик // Школьные технологии. - 2007. - N 1. - С. 82-88
7. Ефимова, Елена. Педагогическая поддержка старшеклассников при выборе профильного обучения / Елена Ефимова // Народное образование. - 2008. - N 5. - С.181-185
О выборе профиля обучения, профконсультациях и тьюторском сопровождении старшеклассников.
8. Ефремова О. И. Модель тьюторской поддержки учащихся / О. И. Ефремова // Воспитание школьников. - 2010. - N 1. - С.21-26
Идею введения тьюторской системы подсказала практика работы учебных заведений Великобритании, где в течение многих веков она зарекомендовала себя как эффективное средство воспитания и развития учащихся и студентов.
9. Иванов А. В. Роль тьютора в процессе индивидуального образования ученика / А. В. Иванов // Школьные технологии. - 2009. - N 3. - С. 109-116
10. Канунникова Т. Г. Тьюторская функция классного руководителя / Т. Г. Канунникова // Классный руководитель. - 2009. - N 8. - С. 126-131
Автор представленной статьи размышляет и пытается ответить на вопрос: "Что общего и чем принципиально отличается деятельность классного руководителя и тьютора?"
11. Ковалева Т. М.
Организация профильного обучения в старшей школе: основы тьюторского сопровождения / Ковалева Т. М. // Завуч. - 2006. - N 8. - С.111-121
12. Корсакова Т. Выход на тьютора: Муниципальная модель тьюторского сопровождения учащихся в региональной системе предпрофильной подготовки / Т. Корсакова // Управление школой. Приложение к газете "Первое сентября". - 2006. - N 7 . - С.17-16
13. Крылова Н. Как обеспечить самообразование школьника и продуктивность учения? / Н. Крылова // Народное образование. - 2003. - N 6. - С.77-79
Роль тьютора в индивидуализации обучения и самообразовании школьников.
14. Мухорина В. А. Образовательная программа "Тьюторы" / В. А. Мухорина // Управление современной школой. Завуч. - 2009. - N 4. - С. 121-125
В статье представлены должностные инструкции, программы работы, основные направления деятельности тьютора в образовательном учреждении.
15. Слукина Т. Л. Педагогическое сопровождение профильного обучения: тьютор или классный руководитель? / Т. Л. Слукина // Профильная школа. - 2006. - N 3. - С.53-56
Введение в общеобразовательных школах профильного обучения приводит к появлению все новых проблем. Одна из них - проблема кураторства.
16. Тюляева Т. И. Проблема подготовки тьюторов по преподаванию истории / Т. И. Тюляева // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2009. - N 8. - С.60-63
О подготовке тьюторов для работы на курсах повышения квалификации учителей истории.
17. Фамелис С. А. Тьюторское сопровождение исследований учащихся / С. А. Фамелис // Биология в школе. - 2007. - N 2. - С.57-63
Список подготовила
Зав.Отделом педагогической информации ЦГДБ (каб.32)
Изосимова М.Л.