МКУК ЦБС г. Озёрск
Централизованная библиотечная система г. Озёрска
ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА

Книга месяца старшим

be6554eedfb5cdc467afa9cd9aeb74a6Верн Жюль. Дети капитана Гранта: любое издание.

Хотели бы Вы совершить путешествие, не выходя из дома? Представьте, это вовсе не трудно! Достаточно вооружиться компасом, лупой, глобусом, картой Мира, линейкой и… …романом Жюля Верна «Дети капитана Гранта».

Подробнее о книге

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Блокадный Ленинград в очерках, рассказах, повестях и стихах

Часть первая, документальная:

Басина М. Подвиг Ленинграда // Басина М. Здравствуй, Ленинград! - Л., 1968. - С.185-201: фото.
Очерк о памятниках и монументах, посвященных подвигу жителей осажденного города. 5-6 кл.

Был город-фронт, была блокада…/Сост. Д.Колпакова, В.Суслов. - Л.: Дет. лит., 1984. - 206 с.: ил.
В этой книге собраны рассказы, стихи, газетные статьи, странички дневников, воспоминания. Среди авторов - солдаты и офицеры Ленинградского фронта, школьники блокадных лет, их учителя, главный механик хлебозавода и шофер Дороги Жизни, военный корреспондент и блокадный почтальон… Каждый из них видел войну, прошел через все трудности жизни в осажденном городе, знал ужас бомбежек и артобстрелов, голод и промерзшие насквозь стены домов… 7-9 кл.



Город Ленина - символ мужества // Адрес - почта полевая. - М., 1973. - С.138-159.
Несколько очерков, посвященных блокаде Ленинграда: оборона Пулковских высот, спасение уникальной библиотеки Пулковской обсерватории, дневники Тани Савичевой и Марты Сизовой, подвиги солдат-ленинградцев. 7-9 кл.

Каменецкий Я. Дневник Миши Тихомирова // Дети военной поры. - М., 1984. - С.79-91.
Дневник пятнадцатилетнего ленинградца, возглавлявшего противопожарное звено и погибшего при обстреле города. 7-9 кл.

 

Николин Е. Живым жить на земле. - Л.: Дет. лит., 1986. - 141 с.: ил.
В этой повести, посвященной юным разведчикам, нет ни одного вымышленного лица или события. Говорят, хороший разведчик стоит дивизии, а то и армии. Герои повести Николина не стали, успели стать такими. Но своими действиями они помогли сохранить много наших бойцов и перемолоть не одну вражескую дивизию, когда развернулось сражение за окончательное освобождение Ленинграда от блокады. 7-9 кл.



Лукьянов Ю.А. "Зеленый пояс Славы". - Л.: Лениздат, 1972. - 280 с.: фото.
В честь героических защитников Ленинграда люди установили много памятных знаков, монументов, обелисков. Но один из этих монументов - особый. Его длина - двести километров, он называется "Зеленым поясом Славы". Автор книги ставил целью рассказать о людях, построивших его, о том, как все это происходило, какими стали теперь места бывших кровопролитных боев. 7-9 кл.

Максимова Э. Вторая победа // Дети военной поры. - М., 1984. - С.92-102.
История эвакуации на Урал ленинградских малышей из детского сада номер 20. Лучше всего об этом написала заведующая садиком Евгения Николаевна Скотникова: "Скоро полгода, как мы здесь, дети здоровы, питание налажено, нас десять женщин, мы считаем себя фронтовиками, только наш фронт - нежный и веселый, работаем дружно, любовно, планово, твердо веря, что близок день, когда сможем с рук на руки передать своих питомцев их родителям в любимом Ленинграде". 7-9 кл.

Хренков Д.Т. Герои не умирают: Из армейского блокнота. - Л.: Дет. лит., 1987. - 206 с.: ил.
Документальные рассказы о людях, сражавшихся за Ленинград. Автор книги лично знал своих героев, с некоторыми подружился еще на фронте, и дружба эта продолжилась после войны.
В книгу вошли неопубликованные прежде документы и материалы. 7-9 кл.



Павловский А. Голос памяти // В тылу и на фронте: Женщины-коммунистки в годы Великой Отечественной войны. - М., 1984. - С.42-49.
Очерк об О.Ф.Берггольц. Как поэт, Берггольц сложилась в блокадную ленинградскую зиму 1941-1942 гг. Она писала:
Я счастлива.
И все яснее мне,
что я всегда жила для этих дней,
для этого жестокого расцвета.
Став мужественным певцом осажденного Ленинграда, эта молодая женщина превратила поэзию в боевое оружие, стала живой легендой для своих сограждан: они называли ее "ленинградской мадонной"… 7-9 кл.



Часть вторая, художественная:

Берггольц О. Лирика. - Л.: Дет. лит., 1974. - 189 с.
Сборник произведений О.Ф.Берггольц, в который вошли стихи из ее знаменитого цикла, посвященного ленинградской блокаде: "Я говорю с тобой под свист снарядов…", "Сестре", "Ленинградке", "Февральский дневник", "Ленинградская осень", "Моя медаль", "Стихи о себе", "Блокадная ласточка", "Мой дом". 7-9 кл.

Берггольц О. Разговор с соседкой // Час мужества. 1941-1945. - М., 1995. - С. 623-624.

"…О, ночное воющее небо,
дрожь земли, обвал невдалеке,
бедный ленинградский ломтик хлеба -
он почти не весит на руке…

Для того, чтоб жить в кольце блокады,
Ежедневно смертный слышать свист, -
Сколько силы нам, соседка, надо,
Сколько ненависти и любви…" 7-9 кл.

Васильев П. Мастерская людей // Васильев П. Веселыми и светлыми глазами. - Л., 1981. - С.5-52.
… Блокада снята, снова открыты школы, и юные ленинградцы вернулись за парты. На улицах теперь можно встретить пленных немцев, карточки усиленного питания помогают детям оправиться от истощения. Но нет таких карточек, которые излечили бы ребячьи души, раненые войной: воспоминания о пережитых страданиях не оставляют их. 7-9 кл.

Будогоская Л. Часовой // Будогоская Л. Повести. - Л., 1088. - С.123-174.
Девушка Ольга - медсестра хирургического отделения госпиталя в осожденном Ленинграде. Когда бойцов, охранявших госпиталь, понадобилось заменить, Ольгу, как ворошиловского стрелка, в числе прочих назначили в караульную команду. Из нее получился неподкупный и бдительный часовой, несущий опасную службу на порученном посту. 5-6 кл.



Гранин Д. Наш комбат. Пленные // Гранин Д. Однофамилец. - М., 1983. - С.354 - 409.
Два рассказа о солдатах, оборонявших Ленинград.
Спустя годы встречаются бывшие товарищи по оружию, вспоминают прошлое и, потрясенные, обнаруживают, что невосполнимых утрат могло быть меньше. Если бы не шли на штурм "в лоб под прицельный огонь автоматчиков"… Если бы, подготовив операцию разведкой, знали, что была возможность обходного маневра…
Второй рассказ описывает впечатления двух немцев от увиденного ими в осажденном городе, и чувства наших солдат, конвоирующих пленных. 7-9 кл.

Дубровин В. Мальчишки в сорок первом. - Л.: Дет. лит., 1973. - 127 с.: ил.
Блокада глазами двенадцатилетних мальчишек Вовика и Женьки. Люди, падающие от истощения прямо на улицах, продуктовые карточки - самое ценное на свете, голод, с которым почти свыкся… Раннее взросление.

"Теперь все иначе", - говорит главный герой повести Вовик. Нельзя тратить силы на игры и драки. Черствый хлеб - лучше свежего, потому что он легче - из него пар вышел…"Правда, теперешний хлеб всегда очень тяжелый. Он, как тесто, плотный и вязкий. Пятьдесят граммов хлеба - меньше спичечного коробка. Потому что хлеб делают не из чистой муки, а со всякими примесями".
На глазах читателей проходит жизнь Вовика, командира фронтового отделения школьников, его борьба за жизнь больной мамы. И - первая радостная примета, говорящая о том, что кольцо блокады начинает разжиматься - настоящая новогодняя елка в госпитале, и подарки, которые истощенные дети уносят домой, голодным родителям… 5-6 кл.

Жариков А. В блокадном Ленинграде // Жариков А. Белый голубь. - М., 1990. - С. 9-24.
Повесть о судьбе ленинградского мальчишки Витьки Иванова, ставшего юным батарейцем в артиллерийском полку. 5-6 кл.

Жариков А. На Ладожском берегу // Жариков А. На Ладожском берегу. - Л., 1990. - С. 39-94.
"… Невский свой ты не узнаешь. Многие дома в развалинах, окна забиты досками, трамваи лежат на боку… Но это все восстановим, а вот людей, людей не вернешь… В Ленинграде намного хуже, чем на переднем крае. Косит всех голод", - об этом говорят между собой бойцы, защищающие Ладожский водный путь. Мысль о блокадниках поддерживает и маленький диверсионный отряд, которому поручено обнаружить фашистскую огневую позицию и подорвать пушки. 7-9 кл.



Карасева В. Самые обыкновенные // Карасева В. Рассказы. - Киев, 1975. - С. 13- 70.
Рассказы о героизме ленинградцев, о посильной помощи детей защитникам города. Вера Евгеньевна Карасева, написавшая эти рассказы, сама пережила блокаду. Веришь каждому ее слову, и перед глазами встают все события, которые она изложила очень живым, доступным языком, с искренней любовью к своим героям. 5-6 кл.

Миксон И. Жила, была: Истор. Повествование. - Л.: Дет. лит., 1991. - 223 с.: ил.
"Она жила в Ленинграде, обыкновенная девочка из обыкновенной большой семьи. Училась в школе, любила родных, читала, дружила, ходила в кино. И вдруг началась война, враг окружил город.

Блокадный дневник девочки до сих пор волнует людей, обжег и мое сердце," - пишет в предисловии автор. - "Я решил рассказать о былом и отправился по следам горя, безмерных страданий, безвозвратных потерь. …Итак, жила-была девочка. Звали ее Таня Савичева…" 7-9 кл.

Победа: Поэты о подвиге Ленинграда в Великой Отечественной войне. - Л.: Лениздат, 1970. - 557 с.
Поэтический сборник о героической борьбе и победе города-героя Ленинграда.

"…Вы читаете сборник "Победа". Перед вами проходят самые мрачные картины блокированного города. Поэты не скрывают ни смертей, ни страданий. Перед читателями раскрывается вся мучительная, невообразимая жизнь, в которой, однако, живет огонь мужества - и он греет сердца, огонь ненависти - и он зовет к мщению".
В сборнике много фронтовых поэтов, писавших о непрерывных боях, об окопной жизни, об обстрелах и рукопашных и, наконец, о радости наступления, о начале изгнания врага. Эти стихи хороши своей честной наивностью и суровой прямотой.
В блокированоом Ленинграде были и подростки, которые помогали, как могли, взрослым защитникам города. Некоторые из них, уже взрослыми, взялись за перо. Воспоминания детства отложились в их памяти такими яркими картинами, что, говоря об этом, они нашли свежие краски, и среди маститых поэтов их молодые голоса не затерялись. 7-9 кл.

Селянкин О. Есть так держать! - Пермь, 1988. - 174 с: ил.
Судьба маленького ленинградца Вити Орехова изменилась совершенно неожиданно. После смерти мамы он остался один в пустой квартире и пережил здесь суровую блокадную зиму, дожидаясь письма от папы-моряка. Но вместо письма в его дом шагнул однажды отцовский командир Курбатов - и забрал мальчика с собой, служить юнгой на катерах. Перед читателями этой повести проходит боевой путь юнги-пулеметчика Виктора Орехова - от изучения пулемета до первого ордена, прикрепленного к его форменке руками отца. 5-6 кл.



Соколовский А.М. Мы - курсанты 41 года. - Л.: Лениздат, 1990. - 208 с.: ил.
Это книга-очерк о фронтовом курсе Ленинградской Военно-медицинской академии. Курсанты-медики становились не только санинструкторами, но и стрелками, разведчиками, пулеметчиками и артиллеристами. Многие из них погибли, защищая Ленинград, а позже - Сталинград. 7-9 кл.

Чуковский Н. Балтийское небо: Роман. - М.: Дет. лит., 1980. - 477 с: ил. - (Военная б-ка школьника).
Известный роман о героях-летчиках, охраняющих небо над осажденным городом, жителям которого пришлось пережить нечеловеческие лишения. Смерть принимала разные обличья: для летчиков она часто оборачивалась эскадрильей атакующих "мессершмиттов", а на истощенных жителей Ленинграда глядела безжалостными глазами голода и холода. И все же надежда не оставляла ни тех, ни других, и именно это помогло людям выстоять - и победить. 7-9 кл.

Печать Электронная почта

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Память войны

volonter150x100

Министерство культуры Российской Федерации  Минобрнауки России  Министерство культуры Челябинской области  Министерство образования и науки Челябинской области  Официальный сайт администрации Озерского городского округа  Управление культуры администрации Озёрского городского округа  Театр Наш дом