О культурологии, работе преподавателя истории изобразительного искусства и художественной школе
Гость библиотеки: Ольга Вячеславовна Бухтоярова, директор Детской художественной школы г. Озёрска.
Кто такой культуролог и чем он занимается? Разобраться в этом, пожалуй, не так легко: чаще всего в интернете можно видеть лишь расплывчатые описания и скудные определения этой профессии. А ведь на деле эта довольно редкая профессия охватывает целую сферу — сферу культуры. Так как же именно можно реализовать себя в этом направлении?
Культурологи, испытывающие неудержимую жажду к науке, увлечённо занимаются научными исследованиями, пишут статьи для научных и научно-популярных изданий, ведут преподавательскую деятельность, работают над созданием учебных и методических пособий. Подготовкой таких специалистов успешно занимаются в УРФУ им. Б. Ельцина (г. Екатеринбург) и в ЧГИК (г. Челябинск).
Большую популярность сегодня набирают специальности, на которых культурология изучается как дисциплина прикладная. В таком случае присваивается квалификация «Культуролог-менеджер». Такой специалист имеет возможность устроиться на работу в различные компании, издательства, СМИ в качестве консультанта по вопросам культуры. Коммуникабельность и умение устно излагать свои мысли открывают и другие возможности, такие как работа в музеях, архивах, библиотеках, художественных галереях. Проведение экскурсий, реализация инновационных культурных проектов (в том числе и международных), организация мероприятий и праздников, а также прочая деятельность, связанная с культурой, по силам культурологу-менеджеру. Не стоит забывать и о Министерстве культуры, где на самом высшем уровне специалисты по культурологии заботятся о сохранении и развитии национальной культуры и традиций.
Наша гостья пока еще не работает в Министерстве культуры, но должность занимает ответственную и знает, как найти общий язык с детьми и научить их любить искусство.
Совершенно случайно. Я очень хотела выбрать творческую профессию (дизайнер, искусствовед и т.д.), но когда надо было поступать, выяснилось, что на эти специальности нужно сдавать не только русский язык и историю, но еще и экзамены по рисунку и композиции. А так как в Художественную школу ходила моя сестра, а не я, то учиться рисовать в конце 11 класса – поздновато. Конечно, все это нужно выяснять как минимум года за 2 до поступления! Пришлось искать близкие варианты. Таким вариантом оказался факультет «Искусствоведения и культурологи» Уральского государственного университета им. А.М. Горького (сегодня УрФУ, г. Екатеринбург).
2. Вам нравился процесс обучения в ВУЗе? Были ли какие-то минусы, которые сразу бросались в глаза или наоборот?
Мне очень нравилось учиться на моем факультете. Если выбираешь специальность, которая искренне интересна, то получается, что даже к очень сложному экзамену и зачету готовиться легче. Тебе будет помогать твой интерес, стремление узнать много нового.
Особенно нравилось то, что лекции по изобразительному искусству нам начитывались вместе с потоком искусствоведов. Конечно, не все дисциплины были легкими. Порой кажущийся простым предмет оказывался сложным и наоборот. Очень много нужно было читать, запоминать, а еще больше писать - даже до мозолей на пальцах. Но, в конечном итоге, все плохое быстро забывается. Да, и мозоли-то ничем не плохи. Для студента ВУЗа с таким огромным объемом ведения записей и конспектов это норма! Я не могу вспомнить чего-то особенного со знаком «минус», что не нравилось категорично. Нравилось все! Единственное, что расстраивало - то, что я не училась на очном отделении.
3. У вас была возможность совмещать учебу и работу?
Мне повезло почти сразу после поступления в университет оказаться в Детской библиотеке. Это был потрясающий опыт совмещения работы с учебой по заочной форме. Скучать было некогда! Моя жизнь состояла из продолжительных сессий 2 раза в год и огромного количества проверочных, контрольных работ между ними, которые выполнялись по вечерам после полного рабочего дня. Библиотечный фонд мне тогда очень помог в учебе. И не только в учебе! Книги стали для меня отдушиной, а коллеги – добрыми друзьями и наставниками.
4. Почему вы решили стать преподавателем в Детской Художественной Школе (ДХШ)?
Волею случая! Именно в библиотеке я приобрела и наработала опыт в преподавательской деятельности и работе с детьми. Да, библиотекари не только выдают книги читателям, но и проводят занятия для детей на разные темы. Это часть библиотечной работы! Однако, я не стремилась быть преподавателем или учителем именно, даже никогда не рассматривала этот вариант. Я продолжила работать в Детской библиотеке и после окончания Университета. Работа была в радость, со временем наметились перспективы.
Внезапно в Художественной школе прямо посреди учебного года ушел преподаватель Истории искусства. Город у нас маленький. Вероятно, кто-то рассказал директору о том, что я закончила факультет «Искусствоведения и культурологии». Со мной созвонились, и завуч ДХШ предложила мне вести уроки. Я не отказалась, хотя было очень страшно. В итоге все сложилось хорошо, и уже 11 лет я преподаю в Художественной школе теоретический предмет «История изобразительного искусства».
В Художественной школе дети с 5 до 17 лет обучаются по разным программам рисованию, живописи, композиции, скульптуре, промышленной графике, истории изобразительного искусства, декоративно-прикладному искусству. Есть более легкие варианты, но есть и углубленное изучение предметов, для тех, кто хочет связать свою профессиональную деятельность с творчеством. По завершении обучения выдается свидетельство об окончании Детской художественной школы с оценками (как в школьном аттестате). В «Художке» обучают умению видеть мир намного шире и интереснее, замечать красоту.
6. Очень интересно, но и не просто одновременно, особенно, если тебе 5 лет. Ольга Вячеславовна, а кто решает, в каком возрасте, какие дисциплины следует преподавать?
В ДХШ, как и в любой школе, есть учебная программа с перечнем дисциплин, преподаваемых на каждом уровне (классе). И такая же классная система, как и в общеобразовательной школе. Ученик переходит из класса в класс по мере освоения программы. Полный курс обучения с 7 до 16 лет (8-9 лет обучения). Но поскольку это дополнительное образование, то здесь все идет только от желания ученика и родителей: кто-то выдерживает весь курс, кто-то приходит в середине, кто-то, наоборот, не завершает обучение.
7. Куда потом обычно идут выпускники вашей школы?
Выпускники нашей школы поступают как в средне-профессиональные учебные заведения (колледжи), так и в ВУЗы. Чаще всего это учебные заведения Уральского федерального округа: Уральский архитектурно-художественный университет (г. Екатеринбург), Свердловское художественное училище им. И.Д. Шадра (г. Екатеринбург); Челябинский Государственный институт Культуры, Озерский государственный колледж искусств.
8. Какие предметы преподаете Вы?
Мой предмет называется «История Изобразительного искусства». Он включает в себя изучение развития изобразительного искусства: архитектуры, скульптуры, живописи, графики и декоративно-прикладного искусства во все исторические периоды – от Древнего мира до Нового времени и историю стилей барокко, рококо, романтизм, модерн и т.д.
9. Преподаватель должен владеть всеми видами искусства, или же он может выбирать то, что ему ближе?
Наши преподаватели имеют специальность «Учитель изобразительного искусства, труда и черчения». Поэтому они могут преподавать любой предмет из списка, преподаваемых дисциплин в «Художке».
10. Должен ли преподаватель рисования сам быть художником?
Конечно! Преподаватель изобразительного искусства должен и сам быть художником, чтобы уметь преподавать. Но совсем не обязательно каждый художник сможет стать преподавателем. Наши преподаватели устраивают отчетные выставки своих творческих работ и регулярно проходят курсы повышения квалификации.
11. Какое образование лучше получить, чтобы работать учителем рисования?
Чтобы стать преподавателем изобразительного искусства, нужно выбрать ВУЗ и получить профессиональное образование. Лучше озадачиться выбором заранее, чтобы за два года до окончания школы начать серьезную подготовку к поступлению. Это может быть профильное учебное заведение или педагогический институт/университет, к примеру.
12. На какие предметы стоит делать упор старшекласснику, который хочет в будущем работать в ДХШ или школе искусств?
На одну и ту же специальность разные ВУЗы могут требовать разные экзамены. Как правило, наши выпускники сдают русский язык, литературу и специальные экзамены (рисунок и композицию). Для поступления в архитектурные вузы нужны алгебра и геометрия.
13. Какие личностные качества должны быть у преподавателя художественной школы?
Как любой учитель, преподаватель Художественной школы должен, конечно, любить детей, быть очень терпеливым, добрым и отзывчивым, прекрасно знать и любить тот предмет, который он собирается преподавать, а также иметь такие качества личности, как собранность, внимательность и дисциплинированность.
14. Сколько может зарабатывать преподаватель ДХШ?
Зарплата преподавателя школы зависит от количества часов. Минимальная ставка 18 учебных часов в неделю, максимальная – 30. Минимальная зарплата от 17 000 руб.
15. Какой карьерный путь может быть у учителя художественной школы?
Помимо учебных часов преподаватель также может быть методистом (он отвечает за правильное выполнение учебной программы и учебных дисциплин), завучем (ведение всей учебной деятельности школы: расписание, аттестации, контрольные работы и пр.). Обычно на эти должности назначают самых опытных преподавателей (как минимум 5 лет преподавания).
16. С какими трудностями может столкнуться преподаватель рисования?
Главные трудности в работе преподавателя, на мой взгляд: отсутствие тех качеств, про которые было сказано выше: любовь к детям, терпение, доброта, отзывчивость, профессионализм. Обратное от этих качеств будет доставлять неудобство и раздражение и самому учителю и его ученикам и родителям. В общем, всем участникам образовательного процесса.
17. Чем может заняться преподаватель ДХШ, решивший попробовать себя в чем-то новом?
Учителя могут работать и помимо нашей школы. Занятия в «Художке» начинаются с 15.00, и до этого времени многие наши преподаватели совмещают преподавательскую деятельность в Художественной школе с работой учителя ИЗО в общеобразовательной школе, колледже искусств. Многие работают в полиграфических фирмах и компаниях, создают рекламу, например.
18. Существуют ли в Вашей школе мероприятия, где школьник может узнать больше о работе преподавателей школы?
Обязательно! В нашей школе есть День открытых дверей. Он обычно проходит два раза в год: 1 сентября и в весенние каникулы.
19. Ольга Вячеславовна, большое спасибо за интересную беседу. И последний вопрос: Ваша любимая книга?
«Эмиль из Лённеберги» Астрид Линдгрен. Определенно, это моя самая любимая детская книга! А вообще, очень нравятся книги с чудесными иллюстрациями. Хорошие иллюстрации – это одно из главных условий, помимо текста и сюжета, детской литературы в принципе.
Беседу из цикла встреч «Путь к профессии» вела Катерина Скачкова,
главный библиотекарь Абонемента 5-9 классов.
Фото из архива О.В. Бухтояровой.