МКУК ЦБС г. Озёрск
Централизованная библиотечная система г. Озёрска
ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА

Книга месяца старшим

be6554eedfb5cdc467afa9cd9aeb74a6Верн Жюль. Дети капитана Гранта: любое издание.

Хотели бы Вы совершить путешествие, не выходя из дома? Представьте, это вовсе не трудно! Достаточно вооружиться компасом, лупой, глобусом, картой Мира, линейкой и… …романом Жюля Верна «Дети капитана Гранта».

Подробнее о книге

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

О культурологии, работе преподавателя истории изобразительного искусства и художественной школе

OVBГость библиотеки: Ольга Вячеславовна Бухтоярова, директор Детской художественной школы г. Озёрска.

Кто такой культуролог и чем он занимается? Разобраться в этом, пожалуй, не так легко: чаще всего в интернете можно видеть лишь расплывчатые описания и скудные определения этой профессии. А ведь на деле эта довольно редкая профессия охватывает целую сферу — сферу культуры. Так как же именно можно реализовать себя в этом направлении?

Культурологи, испытывающие неудержимую жажду к науке, увлечённо занимаются научными исследованиями, пишут статьи для научных и научно-популярных изданий, ведут преподавательскую деятельность, работают над созданием учебных и методических пособий. Подготовкой таких специалистов успешно занимаются в УРФУ им. Б. Ельцина (г. Екатеринбург) и в ЧГИК (г. Челябинск).

Большую популярность сегодня набирают специальности, на которых культурология изучается как дисциплина прикладная. В таком случае присваивается квалификация «Культуролог-менеджер». Такой специалист имеет возможность устроиться на работу в различные компании, издательства, СМИ в качестве консультанта по вопросам культуры. Коммуникабельность и умение устно излагать свои мысли открывают и другие возможности, такие как работа в музеях, архивах, библиотеках, художественных галереях. Проведение экскурсий, реализация инновационных культурных проектов (в том числе и международных), организация мероприятий и праздников, а также прочая деятельность, связанная с культурой, по силам культурологу-менеджеру. Не стоит забывать и о Министерстве культуры, где на самом высшем уровне специалисты по культурологии заботятся о сохранении и развитии национальной культуры и традиций.

Наша гостья пока еще не работает в Министерстве культуры, но должность занимает ответственную и знает, как найти общий язык с детьми и научить их любить искусство.

1. Ольга Вячеславовна, здравствуйте! Расскажите немного о том, как и почему вы выбрали специальность «Культурология».

Совершенно случайно. Я очень хотела выбрать творческую профессию (дизайнер, искусствовед и т.д.), но когда надо было поступать, выяснилось, что на эти специальности нужно сдавать не только русский язык и историю, но еще и экзамены по рисунку и композиции. А так как в Художественную школу ходила моя сестра, а не я, то учиться рисовать в конце 11 класса – поздновато. Конечно, все это нужно выяснять как минимум года за 2 до поступления! Пришлось искать близкие варианты. Таким вариантом оказался факультет «Искусствоведения и культурологи» Уральского государственного университета им. А.М. Горького (сегодня УрФУ, г. Екатеринбург).

2. Вам нравился процесс обучения в ВУЗе? Были ли какие-то минусы, которые сразу бросались в глаза или наоборот?

Мне очень нравилось учиться на моем факультете. Если выбираешь специальность, которая искренне интересна, то получается, что даже к очень сложному экзамену и зачету готовиться легче. Тебе будет помогать твой интерес, стремление узнать много нового.

Особенно нравилось то, что лекции по изобразительному искусству нам начитывались вместе с потоком искусствоведов. Конечно, не все дисциплины были легкими. Порой кажущийся простым предмет оказывался сложным и наоборот. Очень много нужно было читать, запоминать, а еще больше писать - даже до мозолей на пальцах. Но, в конечном итоге, все плохое быстро забывается. Да, и мозоли-то ничем не плохи. Для студента ВУЗа с таким огромным объемом ведения записей и конспектов это норма! Я не могу вспомнить чего-то особенного со знаком «минус», что не нравилось категорично. Нравилось все! Единственное, что расстраивало - то, что я не училась на очном отделении.

Фото из архива О.В. Бухтояровой

3. У вас была возможность совмещать учебу и работу?

Мне повезло почти сразу после поступления в университет оказаться в Детской библиотеке. Это был потрясающий опыт совмещения работы с учебой по заочной форме. Скучать было некогда! Моя жизнь состояла из продолжительных сессий 2 раза в год и огромного количества проверочных, контрольных работ между ними, которые выполнялись по вечерам после полного рабочего дня. Библиотечный фонд мне тогда очень помог в учебе. И не только в учебе! Книги стали для меня отдушиной, а коллеги – добрыми друзьями и наставниками.

4. Почему вы решили стать преподавателем в Детской Художественной Школе (ДХШ)?

Волею случая! Именно в библиотеке я приобрела и наработала опыт в преподавательской деятельности и работе с детьми. Да, библиотекари не только выдают книги читателям, но и проводят занятия для детей на разные темы. Это часть библиотечной работы! Однако, я не стремилась быть преподавателем или учителем именно, даже никогда не рассматривала этот вариант. Я продолжила работать в Детской библиотеке и после окончания Университета. Работа была в радость, со временем наметились перспективы.

Внезапно в Художественной школе прямо посреди учебного года ушел преподаватель Истории искусства. Город у нас маленький. Вероятно, кто-то рассказал директору о том, что я закончила факультет «Искусствоведения и культурологии». Со мной созвонились, и завуч ДХШ предложила мне вести уроки. Я не отказалась, хотя было очень страшно. В итоге все сложилось хорошо, и уже 11 лет я преподаю в Художественной школе теоретический предмет «История изобразительного искусства».

Фото из архива О.В. Бухтояровой5. Чему обучают в ДХШ?

В Художественной школе дети с 5 до 17 лет обучаются по разным программам рисованию, живописи, композиции, скульптуре, промышленной графике, истории изобразительного искусства, декоративно-прикладному искусству. Есть более легкие варианты, но есть и углубленное изучение предметов, для тех, кто хочет связать свою профессиональную деятельность с творчеством. По завершении обучения выдается свидетельство об окончании Детской художественной школы с оценками (как в школьном аттестате). В «Художке» обучают умению видеть мир намного шире и интереснее, замечать красоту.

6. Очень интересно, но и не просто одновременно, особенно, если тебе 5 лет. Ольга Вячеславовна, а кто решает, в каком возрасте, какие дисциплины следует преподавать?

В ДХШ, как и в любой школе, есть учебная программа с перечнем дисциплин, преподаваемых на каждом уровне (классе). И такая же классная система, как и в общеобразовательной школе. Ученик переходит из класса в класс по мере освоения программы. Полный курс обучения с 7 до 16 лет (8-9 лет обучения). Но поскольку это дополнительное образование, то здесь все идет только от желания ученика и родителей: кто-то выдерживает весь курс, кто-то приходит в середине, кто-то, наоборот, не завершает обучение.

Фото из архива О.В. Бухтояровой7. Куда потом обычно идут выпускники вашей школы?

Выпускники нашей школы поступают как в средне-профессиональные учебные заведения (колледжи), так и в ВУЗы. Чаще всего это учебные заведения Уральского федерального округа: Уральский архитектурно-художественный университет (г. Екатеринбург), Свердловское художественное училище им. И.Д. Шадра (г. Екатеринбург); Челябинский Государственный институт Культуры, Озерский государственный колледж искусств.

8. Какие предметы преподаете Вы?

Мой предмет называется «История Изобразительного искусства». Он включает в себя изучение развития изобразительного искусства: архитектуры, скульптуры, живописи, графики и декоративно-прикладного искусства во все исторические периоды – от Древнего мира до Нового времени и историю стилей барокко, рококо, романтизм, модерн и т.д.

9. Преподаватель должен владеть всеми видами искусства, или же он может выбирать то, что ему ближе?

Наши преподаватели имеют специальность «Учитель изобразительного искусства, труда и черчения». Поэтому они могут преподавать любой предмет из списка, преподаваемых дисциплин в «Художке».

Фото из архива О.В. Бухтояровой10. Должен ли преподаватель рисования сам быть художником?

Конечно! Преподаватель изобразительного искусства должен и сам быть художником, чтобы уметь преподавать. Но совсем не обязательно каждый художник сможет стать преподавателем. Наши преподаватели устраивают отчетные выставки своих творческих работ и регулярно проходят курсы повышения квалификации.

11. Какое образование лучше получить, чтобы работать учителем рисования?

Чтобы стать преподавателем изобразительного искусства, нужно выбрать ВУЗ и получить профессиональное образование. Лучше озадачиться выбором заранее, чтобы за два года до окончания школы начать серьезную подготовку к поступлению. Это может быть профильное учебное заведение или педагогический институт/университет, к примеру.

12. На какие предметы стоит делать упор старшекласснику, который хочет в будущем работать в ДХШ или школе искусств?

На одну и ту же специальность разные ВУЗы могут требовать разные экзамены. Как правило, наши выпускники сдают русский язык, литературу и специальные экзамены (рисунок и композицию). Для поступления в архитектурные вузы нужны алгебра и геометрия.

Фото из архива О.В. Бухтояровой13. Какие личностные качества должны быть у преподавателя художественной школы?

Как любой учитель, преподаватель Художественной школы должен, конечно, любить детей, быть очень терпеливым, добрым и отзывчивым, прекрасно знать и любить тот предмет, который он собирается преподавать, а также иметь такие качества личности, как собранность, внимательность и дисциплинированность.

14. Сколько может зарабатывать преподаватель ДХШ?

Зарплата преподавателя школы зависит от количества часов. Минимальная ставка 18 учебных часов в неделю, максимальная – 30. Минимальная зарплата от 17 000 руб.

Фото из архива О.В. Бухтояровой15. Какой карьерный путь может быть у учителя художественной школы?

Помимо учебных часов преподаватель также может быть методистом (он отвечает за правильное выполнение учебной программы и учебных дисциплин), завучем (ведение всей учебной деятельности школы: расписание, аттестации, контрольные работы и пр.). Обычно на эти должности назначают самых опытных преподавателей (как минимум 5 лет преподавания).

16. С какими трудностями может столкнуться преподаватель рисования?

Главные трудности в работе преподавателя, на мой взгляд: отсутствие тех качеств, про которые было сказано выше: любовь к детям, терпение, доброта, отзывчивость, профессионализм. Обратное от этих качеств будет доставлять неудобство и раздражение и самому учителю и его ученикам и родителям. В общем, всем участникам образовательного процесса.

Фото из архива О.В. Бухтояровой17. Чем может заняться преподаватель ДХШ, решивший попробовать себя в чем-то новом?

Учителя могут работать и помимо нашей школы. Занятия в «Художке» начинаются с 15.00, и до этого времени многие наши преподаватели совмещают преподавательскую деятельность в Художественной школе с работой учителя ИЗО в общеобразовательной школе, колледже искусств. Многие работают в полиграфических фирмах и компаниях, создают рекламу, например.

18. Существуют ли в Вашей школе мероприятия, где школьник может узнать больше о работе преподавателей школы?

Обязательно! В нашей школе есть День открытых дверей. Он обычно проходит два раза в год: 1 сентября и в весенние каникулы.

Фото из архива О.В. Бухтояровой19. Ольга Вячеславовна, большое спасибо за интересную беседу. И последний вопрос: Ваша любимая книга?

«Эмиль из Лённеберги» Астрид Линдгрен. Определенно, это моя самая любимая детская книга! А вообще, очень нравятся книги с чудесными иллюстрациями. Хорошие иллюстрации – это одно из главных условий, помимо текста и сюжета, детской литературы в принципе.

Беседу из цикла встреч «Путь к профессии» вела Катерина Скачкова,
главный библиотекарь Абонемента 5-9 классов.

Фото из архива О.В. Бухтояровой.

Печать Электронная почта

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Память войны

volonter150x100

Министерство культуры Российской Федерации  Минобрнауки России  Министерство культуры Челябинской области  Министерство образования и науки Челябинской области  Официальный сайт администрации Озерского городского округа  Управление культуры администрации Озёрского городского округа  Театр Наш дом