Уважаемые детские психологи и педагоги, воспитатели и родители!
В апреле Отдел Педагогической Информации организовал для вас выставку книг по психологии. Эти сборники и пособия могут оказаться хорошим подспорьем в вашей работе.
Тем, кто работает с детьми дошкольного возраста, мы рекомендуем следующие книги:
Волков, Борис Степанович. Психология общения в детском возрасте: / ред. Б.С.Волков, Н.В.Волкова. - 3-е изд. перераб. и доп. - СПб. : Питер, 2008. - 271 с. - (Детскому психологу).
Сфера общения – самый мощный источник, определяющий психическое состояние ребенка, его здоровье. Особенно большое значение для психического развития ребенка имеют его взаимоотношения со взрослыми. В книге описываются многочисленные жизненные ситуации и приводятся способы их разрешения. Издание содержит контрольные вопросы, темы рефератов, словарь терминов, множество схем и таблиц, которые помогут лучше понять и усвоить материал пособия.
Зедгенидзе, Валентина Яковлевна.Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников: пособие для практических работников ДОУ / В.Я. Зедгенидзе. – 2-е изд. – М.: Айрис-Пресс, Айрис-дидактика, 2006. – 112 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
С конфликтами в сфере взаимодействия детей взрослые сталкиваются довольно рано. В пособии рассматриваются и само понятие конфликта, и причины, по которым вступают в конфликты дети дошкольного возраста, и способы управления конфликтом, ведь конфликт может быть управляем. С ним можно работать, уменьшая его деструктивные последствия и усиливая конструктивные возможности.
Микляева, Наталья Викторовна. Работа педагога-психолога в ДОУ / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 384 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
Полезнейшее методическое пособие содержит нормативно-правовые и концептуальные основы работы педагога-психолога в ДОУ. Раскрыто содержание работы по всем направлениям профессиональной деятельности психолога образования. Книга содержит разнообразный практический материал. Вы найдете здесь примерные формы документации, конспекты занятий, рекомендации, какой дидактический материал подобрать и как его изготовить, научитесь проводить консультации и психотерапевтические беседы с педагогами и родителями «проблемных» детей.
Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет: диагностика, занятия, рекомендации / авт.-сост. Н.Ф. Иванова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 191 с.
Феномен страха интересовал многих именитых ученых, начиная с глубокой древности. Но до сих пор эта эмоция остается загадочной, несмотря на то, что наметились существенные сдвиги в преодолении последствий, вызванных страхом, пути их коррекции. Исследования показывают, что страх является причиной многих нарушений здоровья.
Это пособие представляет систему работы по преодолению страхов и тревожности у детей старшего дошкольного возраста. В основу положены опыт отечественных и зарубежных специалистов и авторские наработки.
Психология социальной одаренности: Пособие по выявлению и развитию коммуникативных способностей дошкольников / под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – М.: Линка-Пресс, 2009. – 272 с.
Одаренность – понятие поэтическое, уверены авторы этой книги. Какие бы определения ни давались способностям, таланту, гению, в основе всегда – одаренность. И как бы ни был одарен ребенок, он нуждается в бережных и заботливых воспитателях, которые придадут природному «материалу» бриллиантовый блеск. Но нередко одаренный ребенок отличается особой ранимостью. Авторы пособия видят свою задачу в том, чтобы помогать таланту раскрыться не только в сфере его основных увлечений, но и в отношениях с окружающими.
Стожарова, Марина Юрьевна. Формирование психологического здоровья дошкольников / М.Ю.Стожарова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 208 с. – (Школа развития).
В пособии рассматривается актуальная проблема формирования психологического здоровья детей дошкольного возраста. Вы найдете здесь теоретические основы понятия «психологическое здоровье», план-программу по формированию психологического здоровья детей 6-7 лет, конспекты занятий, сценарии заседаний «Родительского клуба» и много другой полезной информации.
Книги для педагогов, психологов и родителей детей школьного возраста:
Казанская, Валентина Георгиевна. Подросток. Трудности взросления: книга для психологов, педагогов, родителей. – СПб.: Питер, 2006. – 240 с.: ил. – (Практическая психология).
Какую роль играют учителя и родители в сложный период взросления подростка? Какую помощь может оказать психолог? Как реагировать на капризы, упрямство, своеволие подростка? Что должны делать родители и учителя, чтобы предотвратить суицидальные попытки, рискованные эксперименты? Автор опирается на исследования и большой личный практический опыт работы и консультирования.
Клюева Надежда Владимировна. Технология работы психолога с учителем. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 192 с.
В этой книге предложены технологии работы психолога с педагогами: психологический анализ педагогической деятельности, активное социально-психологическое обучение педагогов, диагностика и самодиагностика стиля деятельности учителя, методы карьерного консультирования и многое другое. Специально рассматривается вопрос об улучшении взаимоотношений администрации и педагогического коллектива.
Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия (из опыта работы) / авт.-сост. Е.Д. Шваб. – Волгоград: Учитель, 2007. – 154 с. – (В помощь школьному психологу).
Рано или поздно перед каждым психологом встает вопрос о том, как продуктивнее оказывать психологическую помощь учащимся. Отсюда и возникает авторская модель школьной психологической службы. Одна из таких моделей, прошедшая успешную апробацию, предлагается в этом пособии. Вы найдете здесь программу «Я в мире профессий» для 8-9 классов, а также комплекс коррекционно-развивающих занятий для учащихся начальной школы.
Психологический комфорт в школе: как его достичь: акции, тренинги, семинары / авт.-сост. Е.П. Картушина, Т.В. Романенко. – Волгоград: Учитель, 2009. – 239 с. – (В помощь школьному психологу).
Этот сборник предназначен школьным психологам, но может быть полезен также организаторам воспитательной работы и классным руководителям. В сущности, пособие полезно всем, кто хочет, чтобы школа стала теплым домом для каждого участника образовательного процесса. Поэтому наряду с разработками развивающих занятий, классных часов, игр и тренингов для учащихся тут можно найти практические семинары для педагогов, социологические опросы и психологические акции.
Психологический практикум и тренинг: профилактика насилия в семье и школе / авт.-сост. Л.В. Прикуль. – Волгоград: Учитель, 2009. – 217 с. – (В помощь школьному психологу).
Как предотвратить насилие в семье и школе? Как не стать жертвой насилия? На эти и другие вопросы поможет найти ответы комплексная программа по профилактике насилия. Пособие подскажет, как оказать психологическую помощь ребенку, если несчастье все же произошло, предлагает разные формы работы – тренинги, беседы, консультации, и дидактические материалы – анкеты, памятки, опросники.
Самоукина, Наталья Васильевна. Практический психолог в школе: Лекции, консультирование, тренинги / Н.В. Самоукина. – М.: Психотерапия, 2008. – 256 с.: ил. – (Советы психолога).
Эта книга содержит разные формы работы психолога в школе. Ориентирована она на практику, поэтому содержит множество примеров, проблемных ситуаций, методических приемов и упражнений, полезных для успешного профессионального самоопределения школьного психолога.