Памятка для родителей и учителей «Профилактика компьютерной зависимости подростка»
Как разобраться, какой тип игр предпочитает ваш маленький геймер? Есть ли польза в этой игре? Какую можно предложить компенсацию?
Нельзя запрещать играть, отбирать жизненно важные для компьютера узлы, устраивать скандалы на тему «Что из тебя, бестолкового, вырастет».
Нужно говорить с ребенком, вникать в его интересы, попробовать поиграть вместе с ним, предложить не менее интересное, аналогичное, не связанное с компьютером и желательно совместное занятие».
Несколько полезных правил:
Правило 1. Если вы на глазах своего ребенка-подростка весь вечер сидите в чате или играете в глубоко интеллектуальные игры, постарайтесь не лукавить, что вы имеете право отдохнуть, потому что сделали все дела в отличие от некоторых. Скажите честно: затянуло, и ничего хорошего тут нет. Поделитесь собственной тревогой о том, что компьютер так затягивает, что время исчезает незаметно. Покажите пример, как взрослый вытаскивает себя из этого плена, для того, чтобы услышать собственного ребенка, найти с ним контакт.
Правило 2. Не превращайтесь рядом с компьютером, в котором завис ребенок, в карающую или ноющую фигуру.
Очень важно в общении с подростком быть хоть немного интереснее железного ящика! Не давить и ныть, а предлагать альтернативу. Когда мы видим своих зациклившихся на своем взрослых друзей, мы же не кричим и не плачем, а стараемся поговорить о чем-то живом. Попробуйте это со своим ребенком.
Правило 3. Компьютер – не враг, а хорошая общая игрушка. Сделайте это общей игрой, в которой ведет взрослый. Делитесь своим мнением, своими интересами, ценностями, поддерживая и помогая.
Помните:
С точки зрения эволюции новые информационные технологии – проявление генетической тяги человечества быть вместе.
Пытаться запретить детям общаться в социальных сетях – все равно что запрещать дождь. До определенного возраста родители могут и должны наблюдать за страничкой их чада.
Если невыносимо тянет в мир виртуальный – значит, что-то не так в реальном. Нужно больше живых ощущений. Мир можно вдыхать, трогать, лепить своими руками. Чем богаче этот опыт с детства, тем меньше шансов запутаться в виртуальных сетях.
Кто ты будешь такой? Основные типы интернет-зависимости
Люди, маниакально привязанные к компьютеру, могут «подсесть» на одну (или сразу несколько) из компьютерных возможностей.
1. Веб-серфингисты. В эту группу входят люди, совершающие бесконечные путешествия по Всемирной паутине, занятые непрекращающимся поиском нужной и ненужной им информации.
2. Виртуальщики. Выраженное пристрастие к виртуальному общению. Они сидят в социальных сетях, в чатах, на форумах и имеют множество виртуальных знакомых.
3. Игроманы. Навязчивое увлечение сетевыми играми.
4. Шопоголики. Совершают ненужные покупки в виртуальных магазинах и постоянно участвуют в сетевых аукционах.
Психологи рекомендуют:
Чтобы ваш ребенок не пополнил ряды интернет-зависимых людей, важно
* поддержать развитие интересов и склонностей подростка. Очень важно разглядеть, к чему еще, кроме компьютера, он проявляет интерес. Всячески поощрять и содействовать любым творческим начинаниям – от музыки до прыжков с парашютом
* воспитание чувства «Мы». Если его нет – в семье, школе, в кругу друзей, ребенок окунается в одиночество и уходит к тому же компьютеру
* Взрослые должны на личном примере показывать, как нужно использовать компьютер. Учителям-предметникам следует широко применять на уроках информационные технологии и использовать школьные документы (дневники, журналы) в электронном виде. Родители должны показывать, что они используют компьютер для работы или хобби.
* Чаще практикуйте совместную с подростком работу за компьютером, прививайте ему культуру этой работы
* Позаботьтесь о физической нагрузке вашего ребенка. У людей, занимающихся спортом, компьютерная зависимость проявляется гораздо реже.
* Не совершайте серьезную ошибку: полный запрет на доступ к компьютеру, помните, что запретный плод сладок. Но поставьте важное условие: все пребывание за компьютером – только до 23 часов. Подросток должен спать, его нервная система нуждается в отдыхе.
* Особенно важно показать подростку, что в реальном мире есть все, что он видит и ценит в мире виртуальном. Только в действительности все более яркое и живое.
* Самый простой и доступный способ исцеления – это приобретение другой зависимости, но социально неопасной. Нужно дать достойную (но не на ваш, а на его взгляд) альтернативу его увлечению. Спорт, творчество, книги и фильмы, общение с друзьями и животными, вылазки на природу, совместные поездки и прогулки – возможностей масса. Главное – не лениться тратить время и силы на своего ребенка, постараться дать ему понять, что он окружен любящими людьми, которые его понимают и ценят, всегда поддержат его и помогут.
* Каждая игра, попадающая в руки ребенка, вначале должна проиграться кем-то из взрослых. Вникните в ее содержание. Задайтесь вопросами: что даст эта игра моему ребенку? Какие качества личности будет развивать в нем?
* Поместите компьютер в уголке гостиной или другой общей зоне, где постоянно циркулируют взрослые. Не ставьте компьютер в детской.
И помните:
С точки зрения эволюции новые информационные технологии – проявление генетической тяги человечества быть вместе.
Пытаться запретить детям общаться в социальных сетях – все равно что запрещать дождь. До определенного возраста родители могут и должны наблюдать за страничкой их чада.
Если невыносимо тянет в мир виртуальный – значит, что-то не так в реальном. Нужно больше живых ощущений. Мир можно вдыхать, трогать, лепить своими руками. Чем богаче этот опыт с детства, тем меньше шансов запутаться в виртуальных сетях.
Больше советов и рекомендаций можно найти в Отделе педагогической информации.