Здоровые дети - здоровая нация!
Дорогие педагоги и воспитатели, уважаемые родители!
Стремительное ухудшение состояния здоровья детей в России стало общепризнанным фактом. Ни медицина, ни образование не успевают адекватно реагировать на эти изменения. Поэтому особую актуальность приобретают любые профилактические усилия, которые могут способствовать улучшению здоровья детей.
С 1 октября в Отделе педагогической информации Вы можете познакомиться с выставкой книг и методических пособий, посвящённой важнейшей и актуальнейшей теме: здоровьесберегающим технологиям в образовательном процессе.
Первый раздел выставки составили пособия для специалистов по воспитанию детей дошкольного возраста.
Богина, Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях: методическое пособие/Т.Л.Богина. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 110 с. – (Библиотека воспитателя).
Что важно для родителей ребенка, посещающего детский сад? Все стремятся к тому, чтобы за период пребывания в дошкольном учреждении ребенок окреп, вырос, успешно овладел разнообразными навыками и умениями, знаниями и способностью к восприятию и обучению. В предложенном пособии рассматриваются самые актуальные проблемы повседневной жизни детей в ДОУ. Особое внимание уделяется осуществлению индивидуально-дифференцированного подхода к каждому ребенку с учетом его развития и состояния здоровья.
Доскин, В. А. Растем здоровыми: пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры/В. А. Доскин, Л. Г. Голубева. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2004. – 109 с.
Педиатры любят говорить, что здоровый ребенок – это жизнерадостный, активный, любознательный малыш, устойчивый к неблагоприятным факторам внешней среды, выносливый и сильный, с высоким уровнем физического и умственного развития. К сожалению, далеко не каждый родитель может сказать такое о своем ребёнке.
Это пособие может стать Вашим «путеводителем» по здоровью ребенка, поможет уяснить возрастные особенности детского организма. Сотрудников детского учреждения сориентирует на те мероприятия, которые полезны всем и невредны каждому в отдельности, а родителям поможет дома, и подскажет специальные, индивидуальные меры воздействия. Детский массаж, закаливание ребенка, забота об его правильной осанке, о том, чтобы он легче адаптировался к детскому садику и общению с другими детьми – все это Вы найдете в книге.
Кузнецова, М. Н. Система мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ: практическое пособие/М.Н. Кузнецова. – М.: Айрис-Пресс, Айрис-дидактика, 2007. – 111 с.
Автор этого пособия много лет работала с дошкольниками и собрала под одной обложкой результаты своей оздоровительной и воспитательной работы с малышами, а также новейшие данные по этой теме. Большую озабоченность автора вызывает то, как легко дети заболевают респираторными заболеваниями, и как трудно решить эту проблему в детском коллективе, при том, что иммунитет малышей в наше время невысок. Как же его поднять? Как оздоровить и закалить ребенка, организовать здоровый сон и создать режим, оберегающий детскую нервную систему и обеспечивающий хорошую двигательную активность? Многочисленные рекомендации адресованы организаторам детского здравоохранения, врачам и педагогам дошкольных учреждений.
Во втором разделе выставки объект внимания авторов – дети школьного возраста.
Баль, Л. В. Педагогу о здоровом образе жизни детей: книга для учителя/Л.В.Баль, С.В.Барканов, С.А.Горбатенко; ред. Л.В.Баль. – М.: Просвещение, 2005. – 190 с.
Ключ к здоровью детей – формирование здорового образа жизни, а система образования остается пока единственным доступным каналом, через который можно воздействовать не только на каждого ребенка, но и на его окружение. Конечно, в школе есть ряд учебных дисциплин, в рамках которых ребенок получает некоторые знания о здоровом образе жизни. Но ведь знать – еще не означает использовать. Чтобы дети приняли здоровый образ жизни, учителя и воспитатели должны выступать не в роли менторов, а постараться стать партнерами ребенка, организаторами совместного творчества детей, их родителей и самих педагогов.
Авторы постарались собрать интересный опыт, накопленный во внеурочной работе, в системе дополнительного образования. Вы найдете в этом пособии эффективно работающие методики, идеи, программы, сценарии. Включено сюда и то, что было сделано или предложено детьми.
Митяева, А. М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: учебное пособие для студентов вузов/А. М. Митяева. – М.: Академия, 2008. – 188 с.
Современные стрессовые, социальные, экологические и психологические нагрузки приводят к отклонениям в физическом и нравственном здоровье детей. За годы обучения ребята, пришедшие в школу и так в неблестящем физическом состоянии, теряют своё здоровье еще больше. И хотя такую грустную ситуацию можно объяснить, прежде всего, нездоровым образом жизни семей, несбалансированным питанием детей, перегрузками организма, остается и еще один важный фактор. Педагоги и организаторы образования не всегда понимают значение здорового образа жизни как непосредственного и обязательного результата образования. Озаботившись этим, А.М. Митяева создала учебный курс «Педагогика здоровья» и изложила его в предложенной Вашему вниманию книге. Что же такое «Педагогика здоровья»? Наука о воспитании и обучении человека здоровому образу жизни.
Формирование здорового образа жизни российских подростков: учебно-методическое пособие для классных руководителей 5-9 классов/Ред. Л.В.Баль, С.В.Барканов. – М.: Владос, 2002. – 191 с.
Этот сборник методических рекомендаций предназначен для классных руководителей, работающих в 5-9 классах. На основе собственного опыта авторы приводят психолого-педагогические технологии, игры, методические материалы для повседневной работы со школьниками и их родителями.
Предлагаем Вашему вниманию также несколько брошюр из библиотечки газеты «Первое сентября», содержание которых раскрывается в их названиях:
Вайнер, Э.Н. Как сохранить здоровье учеников: методические разработки для учителей/Э.Н. Вайнер, И.А. Растворцева. – М.: Чистые пруды, 2006. - 32 с. - (Библиотечка «Первого сентября». Здоровье детей; вып. 2(8))
Заикина, Е. Быть здоровым непросто: методические разработки для учителей/Заикина Е. – М.: Чистые пруды, 2008. – 30 с. - (Библиотечка «Первого сентября». Здоровье детей; вып. 19)
Ирхин, В.Н., Ирхина И.В. Учитесь на здоровье: методические разработки для учителей/В.Н.Ирхин, И.В.Ирхина. - М.: Чистые пруды, 2008. – 31 с. - (Библиотечка «Первого сентября». Здоровье детей; вып. 22)
Казакова, Т. Технологии здоровьесбережения в образовательном учреждении: методические разработки для учителей/Т. Казакова. – М.: Чистые пруды, 2007. – 29 с. – (Библиотечка «Первого сентября». Здоровье детей; вып. 4(16))
Смирнов, Н. Как обучать школьников без ущерба для их здоровья: методические разработки для учителей/Н. Смирнов. – М.: Чистые пруды, 2005. – 29 с. – (Библиотечка «Первого сентября». Здоровье детей; вып. 6/2005))
Мы надеемся, дорогие читатели Отдела педагогической информации, что эта выставка окажется для Вас интересной и по-настоящему полезной.
Мальцева Т.В., библиотекарь ОПИ