МКУК ЦСДШБ г. Озёрск
Централизованная система детских
и школьных библиотек г. Озёрска

ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА

Как научить беречь всё живое... Экологическое воспитание детей

Дорогие педагоги и воспитатели, уважаемые родители!

Экология, экологические проблемы – это понятия, которые сейчас на слуху у всех. Немудрено: серьезнейший экологический кризис, поразивший нашу планету, внес заметные коррективы в отношения человека и природы, заставил переосмыслить все достижения человеческой цивилизации. От уровня экологического воспитания, экологической культуры зависит вопрос выживания человечества. Не случайно 2013 год был объявлен Годом экологии. Отдел педагогической информации подготовил выставку книг, которые помогут усовершенствовать систему экологического воспитания у дошкольников и школьников.

В союзе с природой: Дошкольное детство

С 90-ых годов 20 века интенсивно развивается система непрерывного экологического образования. И особенно бурно это происходит в начальном звене – дошкольном воспитании.

golizina_ Голицына, Н. С. Экологическое воспитание дошкольников : перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет / Н. С. Голицына. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 39 с. - (Библиотека воспитателя).

Полезное и удобное в пользовании пособие для воспитателей: в виде таблиц представлены перспективные планы работы по экологическому воспитанию. Фронтальные занятия взаимосвязаны, на их основе можно разработать собственные занятия о лесе, огороде, временах года, животных и других понятиях, формируя у ребенка единую картину мира природы и человека как ее частицы.

kolomina Коломина, Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду : сценарии занятий / Н. В. Коломина. - М.: Сфера, 2004. - 144 с. - (Программа развития).

Полезнейшее пособие для воспитателей и методистов ДОУ: материал изложен в виде сценариев. Вы найдете здесь и описание уголка экологической культуры, и полный перечень объектов наблюдения с детьми, и календарь русской природы, и викторины, и многое другое. Описания занятий даны по схеме: цели, наглядные пособия, методические приемы.

kompleksnie_zanaytia Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников : методическое пособие / ред. С. Н. Николаева. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 95 с.

Эта книга может стать хорошим подспорьем и для воспитателей, и для родителей. Воспитатели найдут здесь конспекты занятий, экскурсий, сценарии экологических праздников. А родители – советы и рекомендации эколога по воспитанию ребенка в семье. Какие книжки читать с ребенком, как смотреть с ним телепередачи о природе, как проводить с ним досуг на свежем воздухе и как ухаживать вместе с вашим ребенком за домашними питомцами.

lopatina_skazki Лопатина, А. А. Сказы матушки Земли : экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. - М.: Амрита-Русь, 2007. - 256 с. - (Образование и творчество).

Незаменимая книга для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. В ней собраны добрые сказки и стихотворения, которые помогут глубоко раскрыть перед детьми чудо природы, а также творческие задания и игры, направленные на то, чтобы развить в детях ощущение взаимосвязи природы и человека.

lukonina_utrenniki Луконина, Н. Н. Утренники в детском саду : сценарии о природе / Н. Н. Луконина, Л. Е. Чадова. - М.: Айрис-Пресс, 2002. - 240 с.: ил. - (Внимание: Дети!).

В сборник вошли сценарии утренников, вечеров досуга, поучительных уроков и комбинированных занятий экологической тематики. У предложенных постановок – оригинальный сказочный сюжет и необычные персонажи – доктор Одуванчик, дедушка Дуб, тетя Тучка.

molodowa_igrowye ekologicheskie zanyatiya

Молодова, Л. П. Игровые экологические занятия с детьми : Учебно-методическое пособие / Л. П. Молодова. – М.: ЦГЛ, 2003. – 128 с.: ил.

Разработки игровых занятий с детьми от 2 до 12 лет. Чтобы донести до ребят экологические проблемы более доступно, автор построила свои занятия на основе обширного литературного и фольклорного материала.

nikolaeva_vospitanie Николаева, С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном учреждении. Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада: пособие для воспитателя / С. Н. Николаева. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2005. - 141 с. - (Дошкольный мир).

Книга – методическое пособие к программе «Юный эколог». Она содержит конкретную технологию формирования начал экологической культуры у детей 6-7 лет. В предложенной технологии познание явлений живой и неживой природы, окружающей детей, их практическая деятельность – все выстраивается вокруг чтения книги В. Танасийчука «Экология в картинках» (текст приводится в приложении к пособию). Книга читается в течение всего года, и педагогу есть на что опереться, работая с детьми в сентябре, в январе или в марте, сочетая чтение с другими формами работы.

nikolaewa_lubov k prirode

Николаева, С. Н. Любовь к природе воспитываем с детства. Рекомендации педагогам, родителям / С. Н. Николаева. - М.: Мозаика-Синтез, 2004. - 112 с.

Взрослым, воспитывающим детей, следует приобщать их к таинствам и красоте природы, чтобы уже в раннем детстве в каждом малыше зародилось чувство общности с природой. На этапе дошкольного детства самое важное – вызвать в ребенке положительные эмоции, оставить в его душе яркие впечатления, которые останутся с ним на всю его жизнь.

nikolaeva_uniy_ekolog Николаева, С. Н. Юный эколог : программа и условия ее реализации в детском саду / С. Н. Николаева. - М.: Мозаика-Синтез, 1999. - 224 с.: ил. - Библиогр.: с. 213.

Это пособие содержит программу «Юный эколог» и подробные методические разработки по ее реализации в работе ДОУ. Здесь есть практические рекомендации по созданию развивающей эколого-предметной среды. Изложены материалы для проведения трехгодичного семинара по повышению квалификации сотрудников, что поможет заведующему вести планомерную методическую работу с коллективом педагогов. Приведен обширный иллюстративный материал, который может быть взят за основу для создания наглядных пособий.

rigova_ne_prosto_skazki

Рыжова, Н. А. Не просто сказки… : Экологические рассказы, сказки и праздники / Н.А.Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 2002. – 191 с.

В сборник вошли авторские сказки, рассказы, специальные тексты для чтения, инсценировки, сценарии праздников и театрализованных занятий. Даются рекомендации по их использованию в целях экологического образования детей.

selihowa_integr zanyatiya

Селихова, Л. Г. Интегрированные занятия : Ознакомление с природой и развитие речи / Л.Г.Селихова. – М: Мозаика-Синтез, 2005. – 160 с.

Пособие содержит конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет) по ознакомлению с природой и развитию речи.

 

sistema_ecologicheskogo_vospitaniya_v_dou Соломенникова, О. А. Экологическое воспитание в детском саду : программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет / О. А. Соломенникова. - М.: Мозаика-Синтез, 2005, 2006. - 101 с. - (Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду).

В «Программе» комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до семи лет. Помимо «Программы» пособие содержит краткие методические рекомендации, чтобы помочь специалистам реализовать программные задачи на всех этапах дошкольного детства.

shpotova_vremena_goda

Шпотова, Т. В. Времена года : Пособие для воспитателей и родителей по формированию основ экологической культуры у детей шестилетнего возраста / Т. В. Шпотова, Е. П. Кочеткова. – М: Просвещение, 2006. – 159 с.: ил. – (Серия: «Дошкольный мир»)

В основе книги лежит одноименная комплексная программа для детей 6 лет, по которой в течение многих лет работают детские дошкольные учреждения. Предлагаемая программа – комплекс занятий, направленных на общее развитие ребенка: эстетическое, интеллектуальное, сенсорное, речевое и т. д.

 


Второй раздел выставки составили пособия для специалистов по экологическому воспитанию школьников

belowa_ekologiya v masterskih

Белова, Н. И. Экология в мастерских : Метод. пособие / Н. И. Белова, Н. Н. Наумова. – СПб. : Паритет, 2004. – 224 с. – (Серия: «Педагогическая мастерская»).

Традиционной формой обучения экологии остается урок. Обучаться же ребенок может только активно. Только узнать – этого явно мало для спасения природы. Надо сделать знание действенным. Этому и служит педагогическая технология – мастерская. Авторы предлагают разработки многократно опробованных на практике мастерских по экологии.

bukovskaya_igri Буковская, Г. В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников : методический материал / Г. В. Буковская. - М.: Владос, 2002, 2004. - 190 с. - (Библиотека учителя начальной школы).

Младшие школьники – вчерашние детсадовцы, и наглядность, соприкосновение с живой природой производят на них огромное впечатление. Автор этой книги сделала акцент именно на внеклассной деятельности и собрала вместе придуманные ею игры, сценарии праздников, экскурсий и прогулок.

Книга окажется хорошим подспорьем не только учителям и педагогам дополнительного образования, но и родителям.

grechow_v_soyuse s prirodoy

Грехова, Л. И. В союзе с природой : Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми / Л. И. Грехова. – М.: ЦГЛ, Ставрополь: Сервисшкола, 2003. – 5-е изд. – 288 с.

В этом учебно-методическом пособии представлена система игровых технологий воспитания экологической культуры детей: уроки, занятия, проекты КВН, игры, сценарии вечеров и праздников, а также банк экологических сказок, викторин и загадок о природе.

ermakow_utchimsya reschat

Ермаков, Д. С. Учимся решать экологические проблемы : Метод. пособие для учителя / Д. С. Ермаков, И. Д. Зверев. – М.: Школьная пресса, 2002. – 112 с. – (Б-ка журнала «Биология в школе»).

Основы обучения школьников тому, как принимать решения в экологических ситуациях, учебных и реальных. Принятие решений – непростой, но увлекательный и плодотворный процесс. Авторы разработали и проанализировали более 50 заданий, проблемных ситуаций, компьютерных моделей, упражнений и ролевых игр, которые могут быть использованы на уроках и во внеклассной работе.

krivosheewa_ekologicheskie exursi

Кривошеева, М. А. Экологические экскурсии в школе : Пособие для учителей общеобразовательных школ / М. А. Кривошеева, М. В. Кислицкая. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону: «МарТ», 2005. – 256 с. – (Серия: «Школьный корабль»).

Живое общение с природой стимулирует интерес учащихся к ее изучению. Но развитие эстетического чувства и поддержание интереса к изучению природы во время экскурсий требуют от учителя высокого педагогического мастерства. В этом пособии вы найдете различные виды экскурсий эколого-биологического содержания, сгруппированные по сезонам.

litvinova_ Литвинова, Л. С. Нравственно-экологическое воспитание школьников. 5-11 классы: основные аспекты, сценарии мероприятий / Л. С. Литвинова, О. Е. Жиренко. - М.: 5 за знания, 2005. - 207 с. - (Методическая библиотека).

Вниманию учителей экологии, биологии, химии, классных руководителей и педагогов ДО предлагаются сценарии мероприятий и массовых праздников по экологической тематике. Авторы рассматривают аспекты экологического воспитания учащихся разных возрастных групп.

mejdunarodnie_ecologicheskie Международные экологические акции в школе. 7-9 классы (Конференции, праздники, ролевые игры, театрализованные представления): методический материал / сост. Г. А. Фадеева. - Волгоград: Учитель, 2005. - 123 с. - (В помощь преподавателю).

Акция – это ряд действий, актов, направленных на достижение какой-либо цели. Цель всех экологических акций очевидна и благородна: сохранить живую природу. И этот сборник поможет учителям провести праздники, ролевые игры, конференции, театрализованные представления, способствующие восприятию экологических проблем как личностно-значимых, так как включают каждого ребенка в ситуацию ответственной зависимости за состояние жизни на Земле.

mirkin_rolevie_igri Миркин, Б. М. Ролевые игры по экологии : пособие для учителей / Б. М. Миркин, Л. Г. Наумова. - М.: Устойчивый мир, 2000. - 272 с. - (Библиотека журнала «Экология и жизнь»).

Сборник сценариев экологических спектаклей, тексты для экологических бесед, эко-кроссворды и блиц-викторины для школьных олимпиад.

mironov_prepod ekologii v schkole

Миронов, А. В. Преподавание экологии в школе / А.В.Миронов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 223 с. – (Серия: «Б-ка учителя экологии»).

В пособии раскрываются понятия, связанные с экологией организмов, популяций и сообществ, описана взаимосвязь между человеком и окружающей средой.

 

nedelya_ecologii Неделя экологии в школе : методический материал / сост. Г. А. Фадеева. - Волгоград: Учитель, 2006. - 66 с. - (Предметные недели в школе)..

Экологические и эколого-биологические игры, конкурсы и викторины, кроссворды и даже экологические «Крестики-нолики» для самых маленьких школьников – все это педагоги могут проводить как по отдельности, так и в рамках Недели экологии в школе. В предложенных сценариях удачно сочетаются острота природоохранных проблем и увлекательность подобранного материала.

resanow_ekologiya_testy

Резанов, А. Г. и др. Экология. Тесты / А. Г. Резанов, Е. В. Колесова. – М.: Издат-Школа 2000, 1999. – 112 с.

Сборник тестов для учащихся 9 - 11 классов, охватывающий курс экологии растений и животных. Уровень сложности тестовых заданий различен: от элементарных, не выходящих за рамки школьного учебника по экологии, до очень сложных, предполагающих глубокие и обширные знания предмета.

rozanov_geoegologiya

Розанов, Л. Л. Геоэкология. 10 - 11 классы. Элективные курсы: учеб. пособие / Л. Л. Розанов. – М.: Дрофа, 2005. – 204 с.: ил. – (Серия: «Элективные курсы»).

В пособии подробно, на глобальном и региональном уровнях рассматриваются проблемы окружающей среды, геоэкологическая ситуация в России.

zwetkowa_ekologiya dlya

Цветкова, И. В. Экология для начальной школы : Игры и проекты. Популярное пособие для родителей и педагогов / И. В. Цветкова. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 192 с.: ил.

Это пособие до сих пор не утратило своей актуальности. В нем содержится более 50 экологических проектов младших школьников. «Мы составили свой, педагогический калейдоскоп, рассыпали на страницах «цветные стеклышки» детских проектов, – пишет автор. – Рассмотрим их, чтобы собрать затем в свои «узоры» – планы, модели, программы воспитания экологической культуры на месяц, четверть, учебный год».

 

Эта выставка подтверждает: экологически ориентированная деятельность детей с помощью педагогов может быть увлекательной, разнообразной, личностно и общественно значимой.

Ждём Вас в Отделе педагогической информации
Мальцева Татьяна Витальевна,
библиотекарь ОПИ
Тел . отдела  2 - 35 - 61

Печать Электронная почта

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Память войны

volonter150x100

Министерство культуры Российской Федерации  Минобрнауки России  Министерство культуры Челябинской области  Министерство образования и науки Челябинской области  Официальный сайт администрации Озерского городского округа  Управление культуры администрации Озёрского городского округа  Театр Наш дом