Гаева Н.С. Все дети рождаются интернационалистами
Школьный компас. – 2008. - №2 (46). – С.6
Слова «Большой террор», «ежовые рукавицы», «репрессии», «ГУЛАГ» постепенно уходят из употребления и общественного сознания. Сегодня мало кто вспомнит, что СЛОН - это Соловецкий лагерь особого назначения, а АЛЖИР - Акмолинский лагерь жен изменников родины.
Дискуссионный клуб «Все дети рождаются интернационалистами» прошел в детской городской библиотеке в рамках конкурса «История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР», проводимом музеем и общественным центром «Мир, прогресс, права человека» им. Андрея Сахарова. В дискуссионном клубе приняли участие учащиеся ФМЛ №39.
Нам предстояло разобраться в том, что такое репрессии? Тотальная депортация? При подготовке к дискуссии ребята много читали. В первую очередь Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая». Поработали со справочниками, словарями, периодикой...
Кроме презентации, ребята познакомились с документальной хроникой. Кто такой Киров? Как на съездах давалось «добро» на массовые репрессии. Пришлось во время дискуссии, для большей убедительности, поработать с текстом. Действительно ли дети интернациональны? «Не важно какой ты национальности, главное - какой ты человек». И Юле Домбровской удалось в этом всех убедить.
Нужно ли знать, о том страшном времени сегодняшним детям? На этот вопрос очень убедительно отвечала Даша Секачева.
Есть ли в нашем городе те, кто пострадал от репрессий? Как они оказались в нашем закрытом городе? Что сегодня делает государство для реабилитации теперь уже детей «врагов народа»? Обо все этом ребятам рассказала Вера Александровна Аксенова - заслуженный работник культуры России; лауреат премии Законодательного собрания Челябинской области « Лучший социальный работник»; «Ветеран атомной промышленности».
- Работниками библиотеки было проведено анкетирование. Ребята отвечали на следующие
вопросы:
- К какой национальности ты принадлежишь? (Половина опрошенных ребят русские, много татар, башкир, есть немцы).
- Кто по национальности твои друзья? (Есть среди друзей: украинцы, татары, немцы, евреи).
- Как относятся в твоей семье к людям разных национальностей? (Как показал опрос, семей, где все русские почти нет. Часто в семьях встречаются родственники других национальностей).
- Приходилось ли тебе наблюдать, как унижали людей по национальной принадлежности? Что ты испытывал при этом? (Приходилось наблюдать жестокое обращение к другим национальностям всем нашим респондентам. Многие обращение: «Эй ты, татарин!» за ущемление достоинства нации не считают.)
- Что нужно сделать, что бы люди жили в мире?
Ребятами были написаны синквейны. Это сложная работа, в 5 строк уместить все, о чем шла речь на дискуссии. И им это удалось.
Интернационализм
«Очень важен, мировой
Развивать, распространять, утверждать
Это путь к миру и единству
Равенство»
Интернационализм
«Солидарный, равный
Объединяет, сближает, освобождает
Какая бы ни была национальность, люди одинаковы (равны)
Национальность не показатель моральных качеств».
Гуманность
«Все люди братья, но не все братья люди».
Репрессии, национализм, вражда между народами. Тема и сегодня очень актуальна. Нам не удалось поставить точку. Дай Бог, чтобы наши дети не знали вражды и войны.
05.03.2008