Уроки экологии в библиотеке: методические материалы
2013 год объявлен годом экологии
Всякое общение с природой
Как-то освещает человека.
Николай Рерих
|
Экологические проблемы касаются каждого человека, живущего на Земле. Разрешить проблемы конфликта человека и природы, по мнению учёных можно только на основе непрерывного комплексного процесса экологического образования и воспитания, начиная с детского возраста. Эту нелёгкую задачу и пытаются решить библиотеки, разрабатывая программы экологического образования.
Сухотина, Елена Алексеевна. Библиотеки и экологическое просвещение в интересах устойчивого развития : учебно-практическое пособие / Е. А. Сухотина. - М. : Литера , 2010. - 231 с. - (Современная библиотека ; вып. 67).
Пособие знакомит с основами организации работы библиотек по экологическому просвещению. Рассматриваются основные вопросы организации библиотечно-библиографических учреждений, корпоративной работы в данной сфере. В приложениях даны образцы методических рекомендаций, тематические планы, программы и другие документы в помощь библиотекарям-практикам по работе в данном направлении.
Детские и школьные библиотеки в сфере экологической культуры : материалы областного научно-практического семинара 22-23 ноября 2006 г / ред.: И. В. Андреева, Л. П. Барышева. - Челябинск : ЧГАКИ, 2006. - 142 с.
В сборнике опубликованы доклады и сообщения участников семинара по проблемам экологического просвещения в деятельности детских и школьных библиотеках, а также творческие работы библиотекарей, представленные на областной конкурс инновационных форм работы по экологическому просвещению детей. Среди творческих работ вы можете найти сценарии таких мероприятий: «Шуми, лесное царство!» (экологическая экскурсия 4-5 кл), «Заколдованные ужастики» (театрализованное экологическое представление 3-4 кл.), «Покорители горных вершин» (конкурс знатоков родного края 7-8 кл.) и др.
Экологическое просвещение населения. Из опыта работы библиотек Свердловской области / сост. А. И. Водатурская. - Екатеринбург : [б. и.], 2005. - 180 с.
В данном пособии опубликованы работы наших коллег - победителей в областном смотре-конкурсе по экологическому просвещению населения в 2005 году. Здесь можно найти экологические программы библиотек из г. Красноуфимска, г. Лесной, г. Полевской и др.
Раздел «О природе с любовью! И удивлением: Библиотеки для читателей маленьких и не очень» познакомит вас с работами библиотекарей по экологической тематике. Это сценарии различные по форме: дни птиц, Часы интересных и полезных сообщений, экологические уроки, экологическое кафе, карнавал животных и т. д.
Живая планета : сборник методических материалов. Вып. 1 / сост.: Т. Г. Пахтусова, О. О. Хворова, О. С. Лисицина. - Новоуральск : [б. и.], 1996. - 72 с. - Центральная городская библиотека.
Особое значение в выполнении экологических программ отводится массовым мероприятиям, в основе которых – игра и творчество. В настоящий сборник вошли методические разработки мероприятий по экологии. Раздел «Соседи по планете» рассказывает о животном и растительном мире, о всех тех, кто не заметно находится всегда рядом с человеком и нуждается в его защите и участии; в разделе «Человек – часть живой природы» разговор пойдёт об экологии человека, его возможностях и обо всём том, что делает человека Человеком; «Загадки и тайны Вселенной» - здесь речь пойдёт об удивительном и необычном, чудесах и явлениях, объяснение которым до сих пор не найдено.
Уроки экологии после школы : сборник / ред., сост. Л. Ю. Шелухина. - Озерск : МУК «ЦСДШБ», ЧОДБ, 2011. - 226 с. - Библиогр. в конце разд.
Материалы сборника отражают деятельность внешкольных учреждений области по экологическому воспитанию и просвещению – Детского эколого-биологического центра им. А. Н. Белкина г. Озёрска и детских библиотек области.
Первый раздел сборника содержит опыт работ, наблюдения, экспедиции, исследования, творческие работы учащихся ДЭБЦ г. Озёрска. Во втором разделе сборника «Боль за природу не даёт мне покоя» - творческие работы библиотекарей Челябинской области. Представлены работы из различных городов, районов, посёлков нашей области: Аша, Бреды, Еманжелинск, Касли, Копейск, Магнитогорск, Миасс, Сатка, Троицк, Увелка, Челябинск. Они различны по формам проведения массовых мероприятий. Можно назвать такие: экологические игры, конкурсы, кроссворды, театрализованные представления, праздники, устные журналы, экологическая сказка, викторины. И наконец, три работы из Озёрска: «Семь чудес Челябинской области» специалиста по краеведению Елисеевой И. Ю., «Журнальная фантазия Клёпы» обзор журналов о природе с компьютерной презентацией библиографа читального зала Тарасовой С. С., «Особо охраняемые природные территории Челябинской области» занятие к циклу «Краеведение для малышей» библиотекаря АБИС Губановой Ю. В. Ко всем мероприятиям даются списки литературы и сайты, к которым можно обращаться в работе.
Дракова, Дамира Курбановна. Экологические тропы Южного Урала : методический материал / Д. К. Дракова. - Челябинск : Книга, 2010. - 79 с. : фото, карты.
Автор рассказывает 25-летнюю историю создания экологических троп на Южном Урале. В книге кратко изложены требования к организации природных троп и более подробно раскрывается опыт планирования и использования их в самых живописных ландшафтных зонах края. Впервые описан опыт использования спортивных карт при проектировании и работы экологических троп на конкретных примерах. А говоря о значении экологических троп в экологическом воспитании и просвещении, как тут не вспомнить слова К. Д. Ушинского: «День, проведённый среди лугов и дубрав, стоит многих недель сидения на школьной скамье, что даже хорошему педагогу трудно соперничать с воспитателем-природой». Каждая глава книги открывается цитатой, много стихов, сведения о маршрутах, карты, иллюстрации, списки литературы, названия буклетов. В нашей области тропы проложены в лесах, городских и национальных парках, в зонах отдыха, особо охраняемых природных территориях.
Соломенникова, Ольга Анатольевна. Экологическое воспитание в детском саду : программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет / О. А. Соломенникова; ред. Т. С. Комарова, В. В. Гербова. - М. : Мозаика-Синтез.
Ознакомление дошкольников с явлениями природы и особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой, формирование начал экологической культуры. Работа по данному направлению осуществляется на занятиях, в процессе наблюдений, целевых экскурсий, чтения художественных произведений, различных игр и развлечений, трудовой и продуктивной деятельности.
Николаева, С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном учреждении. Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада : пособие для воспитателя / С. Н. Николаева. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2005. - 141 с. - (Дошкольный мир).
В пособии представлены методические рекомендации и конспекты занятий по экологии:
Буковская, Г. В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников : методический материал / Г. В. Буковская. - М. : Владос. - [Б. м. : б. и.], 20022004. - 190 с. - (Библиотека учителя начальной школы).
В пособии приведены авторские игры, сценарии праздников, прогулок, экскурсий, экологических спектаклей: Эколого-краеведческие игры-экспедиции «Айболята» для уч-ся первого класса, «Разведчики природы» для уч-ся второго класса, «Светлячки» для третьего класса и др.
Иванова, Татьяна Семеновна. Экологическое образование и воспитание в начальной школе : Учебно-методическое пособие / Т. С. Иванова. - Москва : ЦГЛ, 2003. - 55 с. : ил. ; 21 см. - Библиогр.: с. 55.
В пособии показана роль воспитательной работы экологической направленности, даны конкретные методические рекомендации по организации и проведению наблюдений за природой. Сценарии, конспекты экологических экскурсий, занимательный материал, представленный в приложении помогут увлекательно провести уроки природоведения и внеклассные занятия экологической направленности.
Молодова, Л. П. Экологические праздники для детей : учебно-методическое пособие / Л. П. Молодова . - М. : ЦГЛ, 2003. - 127 с.
Пособие предлагает игры и фрагменты праздничных и развлекательных программ для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Все они имеют экологическое содержание и предусматривают воспитание у детей экологической культуры. Сценарии праздников расположены по временам года. Весенние праздники: «Ждём птиц», инсценировка «Птицы, помогите!» (по сказке А. Вольского «Рогатка») и другие времена года.
Мир, в котором мы живем : дети Южного Урала об экологии родного края. - Челябинск : [б. и.], 2005. - 59 с. - Мин-во радиационной и экологической безопасности Челяб. области. Челяб. обл. дет. б-ка им. В. Маяковского 3-5кл
Данный сборник особенный. Во-первых, авторы его дети. А во-вторых, здесь воедино собраны сочинения о природных особенностях, красотах и экологических проблемах всей Челябинской области – от южных бескрайных степей, до высокогорных хребтов и непроходимой тайги; от маленьких деревень и заброшенных речушек, до известных озёр и городов Южного Урала. Работы детей – итог областных эколого-краеведческих конкурсов – «Здесь Родины моей начало: Тревоги родного края», «Под зелёным парусом – в будущее», «Мир, в котором мы живём».
Стихия огня : методические рекомендации в помощь работе библиотек по теме «Экология природы» / сост. Т. К. Кубракова. - Челябинск : ЧОУНБ, 2006. - 58 с. - (Цикл «Великие стихии планеты»).
В последние годы участились в наших лесах пожары. Приручив огонь, человек порой забывает о том, что эта стихия всегда остаётся дикой, и без осторожного обращения несёт в себе опасность. Но умеет ли человек по-прежнему ценить огонь, уважать его, приклоняться перед ним? И что такое для человечества огонь? Об этом разговор на страницах пособия.
В газете «Уральский туристско-краеведческий вестник» за 2008г., а на развороте оказалась интересная информация – зоогеографическая карта Челябинской области (промысловые звери и птицы), государственные заказники, расселение некоторых видов промысловых животных и птиц по районам Челябинской области.
Не нужно забывать и о периодических изданиях.
Постоянная рубрика журнала "Библиотека в школе" - "Эхолот" (ведущая рубрики Колоскова Нина Евгеньевна), публикует материалы о книгах экологической направленности, писателях-природоведах, о птицах года и о многом другом.
Также постоянно размещают сценарии об экологическом воспитании такие популярные журналы, как "Игровая библиотека" и "Читаем, учимся, играем".
Природа Земли едина и каждого человека касаются её беды: будь то гибель ярославских лососей от химикатов, исчезновение у берегов Камчатки сельди, самой распространённой рыбы, или печальная судьба знаменитых американских мустангов.
В эпоху научно-технической революции природа оказалась беззащитной перед человеком, зависимой от него. Перегораживаются плотинами реки, запускаются в космос ракеты, земную кору пронизывают глубочайшие скважины. Вольно или невольно человек вмешивается в ход природных процессов, нарушая естественное равновесие. Наша общая задача – сберечь планету.
Екимова Татьяна Григорьевна,
ведущий библиотекарь-методист
органицазионно-методического отдела ЦГДБ